Клады, камышинские пещеры, подземелья Уракова бугра — эти темы являются одними из самых читаемых в интернете.
Казалось бы, о них написаны сотни статей… Однако едва наступает лето, как вновь возникает вопрос: разве нельзя в наши дни найти то, что хранит древняя камышинская земля? Задают такие вопросы и мне. Что-то вроде: «Приезжаем в ваши края… Где походить, поискать, покопать? Вдруг что-то найдем!». А действительно где?
Пещеры или…
Если и есть «что-то», то только в пещерах Камышинского района, – сообщают зачастую «осведомленные» люди в интернете. Вынужден не согласиться. Хотя даже само слово «пещеры» уже манит тайной: ну, непременно там должно быть что-нибудь «покладено» (помните мультфильм: «Клад — это то, что покладено»).
Однако пещеры, которые в наши дни находятся на территории природного парка «Щербаковский» (50-60 км от Камышина), давно изучены и излазаны. Их насчитывается около десятка. Согласно основной версии, принятой на сегодняшний день, немцы, жившие в волжских колониях Камышинского уезда, добывали в них камень-ракушечник, из которого делали жернова и молотильные камни. Продавали всем желающим по рублю штука. Об этом свидетельствуют находки в подземельях, среди которых попадались недоделанные молотильные камни. Кроме того, штольни «следуют» точно за залегающим на глубине пластом песчаника, то есть при всей свой кажущейся хаотичности они имеют явный смысл.
Немцам прятать клады в пещерах было ни к чему. Есть еще одна версия, что здесь располагались подземные скиты, но смысла у затворников «таить золото» тоже особого не было (да и богатств у них не водилось).
Ушедший в мир иной камышинский историк Геннадий Шендаков рассказывал автору этих строк, что в 1970-80-е годы прошлого столетия камышане совместно с волгоградскими спелеологами исследовали подземелья бугра Разина. Были пройдены пещеры «Старая I» и «Старая II» продолжительностью до 600 метров, следом исследована пещера «Майская» продолжительностью более 900 метров, а также пещера «Лисья». Но никаких «драгоценных» находок не обнаружили — лишь части телег и альчик теленка.
Местные жители рассказывали мне, что детьми они изучили все пещеры: от входа — до «самого дна». Говорили, что некоторые имели по несколько выходов. Но находок никаких не обнаружили. Хотя была одна: в 1980-е пацаны в течение лета пролезли практически всю пещеру «Майскую»… В последнем «зале» они обнаружили бутылку с запиской: «Мы прошли эту пещеру в 1969 году…», — и список фамилий.
Пожалуй, пещеры Камышинского района — одни из самых исследованных во второй половине XX века. Искать в них — нечего. Любопытную находку в наше время куда проще найти на открытом месте, не спускаясь в подземелья.
А что под ногами?
Дело в том, что земля, как говорят специалисты, «выносит» на поверхность даже те предметы, которые, казалось бы, должны были уходить в толщу недр. По той простой причине, что они металлические. Так, например, «появляются» на хоженых-перехоженых дорогах старинные монетки. Вроде ходили всем селом, ездили всем селом… А тут нагнулся. И — на те: пятак екатерининский.
Самые распространенные находки в Камышинском районе — старинные монеты и нательные крестики. Впрочем, счастливчики находили и большие церковные серебряные кресты, которые используют православные священники. Что же касается монет, то баек о находках в Камышине и около него различного рода «кувшинчиков», полных денег, — довольно много. Мне рассказывали о находке монеты, цена которой на интернет-биржах превышает миллион рублей. Правда ли это, не скажу…
Упомянутый выше Геннадий Шендаков рассказывал о том, что ему показывали немало удивительных находок куда более древнего прошлого камышинского края. Например, приносили топор из древнего захоронения, разрешили сделать копию и забрали.
Словом, находки случаются. Многие из них — сделаны официально. Газета «Волгоградская правда» (от 27 сентября 1991 года) сообщили, например, о вскрытии захоронения сарматских воинов экспедицией Волгоградского госуниверситета: «Так и просится в руки почти метровый меч, пролежавший в земле без малого две тысячи лет. Недюжинной силой должен был обладать сарматский воин! Рядом с ним соплеменники положили и лук. Воин был явно не рядовым. Его одежда обшита золотыми бляшками...».
За несколько лет до описываемого события та же газета (от 7 августа 1988 года) опубликовала интервью с археологом экспедиции ВолГУ, вскрывшей хазарское захоронение. Среди прочего, в захоронении были обнаружены золотая монета с изображением двух византийских императоров, массивный перстень и бронзовая бляха с искусным растительным орнаментом.
В самом Камышине довольно часто находили татарские монеты… Священник Троицкой церкви Позднев (1888 год) сообщал, что в местности «старый город» после дождей находили мелкие серебряные монеты с татарскими надписями. Некоторые из этих монет были переданы священником в саратовский Радищевский музей. В начале XX века протоиерей Петропавловский рассказывал саратовскому краеведу А. А. Кроткову о находках джучидских монет в Камышине (монеты Золотой орды — «улуса Джучи»).
Живем мы на земле, где за сотни лет пересеклись пути разных народов. В хорошую погоду со многих камышинских многоэтажк можно увидеть прекрасный вид на степные и водные просторы древнего края, по которому проносились галопом орды воинственных скифов, где жили сарматы и где несколько веков процветала Золотая Орда. Здесь же, в Камышине, основанном более 350 лет назад, сегодня спешим, бежим, торопимся и мы. Некоторые иногда останавливаются, идут в походы и... что-то да находят!