Сегодня, 13 сентября, депутаты Государственной думы приняли в первом чтении законопроект о защите граждан предпенсионного возраста.
С легкой руки россиян родился даже термин «предпенсионник». Видимо, скоро так будут называют достаточно большую социальную прослойку граждан страны. Тех самых мужчин и женщин, у которых, вроде и здоровье уже «не то», и коммуникативные свойства «не те» (это в науке называется старение), однако же им надо работать. Работать до пенсии, которую «отодвинули» им на пять лет.
Поправки внёс президент страны. И задолго до голосования все, в принципе отчитались: примем! Примем, ибо, как отметила руководитель рабочей группы по совершенствованию пенсионного законодательства Ольга Тимофеева, «они сняли самый большой запрос». А председатель Госдумы Вячеслав Володин уточнил: «Существенно улучшают законопроект, делают его менее технократичным, более социальным и справедливым». Ну, и приняли.
Состоятся, конечно, дальнейшие чтения закона, но уже понятно: в Уголовном кодексе РФ появятся нормы, которыми будет установлена уголовная ответственность «за необоснованный отказ в приеме на работу или необоснованное увольнение лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста».
Скептики задались простым вопросом: не будет ли это очередным законом, который «легок на бумаге, да забыли про овраги»? Сам посыл новой нормы звучит убедительно: если вам откажут или, не дай Бог, уволят, то работодатель понесет кару.
Однако все понимают: отказать можно разными путями, ведь директор сам устанавливает правила приема в свое ООО или ОАО. И вряд ли он распишется в своей некомпетентности, заявив, что отказывает вам, потому что «Вы — старый». За подобную дискриминацию по возрасту и сейчас по заявлению может явиться Трудинспекция или прокуратура и «поставить на место» хамоватого руководителя.
Но мы же умные люди — мы всё понимаем. Найдут тысячи юридически грамотных — «тонких» фраз и сотни способов не принять на работу того, кому 57 и уж тем паче 63 года.
Еще в 2012 году специалисты Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» провели анализ и установили: дискриминация по возрастному признаку на рынке труда опережает гендерную в два раза. Если вы помните, в следующем, 2013 году, были внесены поправки в трудовое законодательство, согласно которым запрещалось устанавливать какие-либо возрастные ограничения при приеме сотрудников на работу.
Что изменилось? Да ничего. Люди не могли найти работу и шли за получением пенсии до достижения пенсионного возраста.
Аналитики заявляют: около 80% работодателей признают факт наличия возрастной дискриминации. Они также честно указывают: люди в возрасте не должны быть лицами их компании или фирмы, они чаще уходят на больничный — они, в конце концов, не такие мобильные и активные. Сегодня возрастом «отсечения» от возможности найти достойную работу называют 45-50 лет!
А государство нам говорит еще про пакет законов, который «якобы» да «вроде бы» разрешит ситуацию?
Зачем мы врём сами себе? Ведь даже заместитель председателя Правительства РФ Татьяна Голикова, которая сегодня представляла законопроект народным избранникам, дала такое обоснование: «В связи с планируемым изменением возраста выхода на пенсию граждан РФ возникает опасность необоснованного отказа в приеме на работу или необоснованного увольнения лиц, достигших предпенсионного возраста». То есть мы понимаем, но попробуем исправить положение.
А ведь за сложившимся положением — россияне. Им пробовали исправит ситуацию с трудовыми отношениями в 2013 году. И, если вспомнить, ранее. Но рынок труда — это рынок, на котором любое регулирование может натолкнуться на противодействие. Тот же работодатель может, в конце концов, принять на работу предпенсиооника, но направить его на такой фронт работ, что сам убежит. И проблема снята. А то еще, не дай Бог, сляжет на больничную койку. Если быть циничным, то опять-таки проблема снята: уволен по состоянию здоровья. Кто придерётся?
Сегодня правительство не может заставить всех работающих платить налоги в Пенсионный фонд. Почему же оно надеется в сфере приема/увольнения человека навести порядок?
Словом, принят очередной «закон добрых намерений». Цель которого ясна и понятна: сгладить негатив от полностью асоциального закона о поднятии пенсионного возраста в стране.