Владимир Путин провел совещание в Ставропольском крае о мерах по реализации потенциала агропромышленного комплекса страны.

Глава государства констатировал: «По итогам прошлого года объем экспортных поставок продовольствия и сельхозсырья превысил 20 миллиардов долларов». При этом Путин сравнил эти доходы с доходами от продажи оружия («то, чем мы всегда гордились!» — уточнил президент). Он отметил, что оружие принесло 15 миллиардов долларов. «Сельхозпроизводители на пять миллиардов долларов превысили объем экспорта», — отметил глава государства.

Владимир Путин также указал на тот факт, что 20 лет назад Россия закупала зерно за границей, а сегодня - является крупнейшим поставщиком пшеницы, занимая второе место в мире по поставкам зерновых. «За семь месяцев текущего года вывоз зерна из России вырос в 1,7 раза», — озвучил цифры он.

Таковы данные совещания… Между тем, эти рекордные показатели озвучиваются на фоне сокращения урожая: засуха на юге России привела к тому, что зерна собрали 105 млн тонн (в прошлом году — 135 млн тонн). Чтобы удовлетворить спрос зарубежных партнеров, правительство пошло на зерновую интервенцию: стало распродавать зерна из запасов (так называемого интервенционного фонда). Распоряжение подписано главой правительства Дмитрием Медведевым.

Хорошо ли это? С одной стороны, конечно же, великолепно: деньги поступят в федеральный бюджет, а юрлица и ИП, которые хранят зерно в соответствии с заключенным с Минсельхозом России госконтрактом получат, прибыль. Уже известно, что  зерно будут продавать из Южного, Приволжского и других федеральных округов.

Зерновые интервенции, целью которых является обеспечение стабильности рынка зерна и поддержание доходов сельхозтоваропроизводителей, проводятся в России с 2001 года. Между тем, уже с 2010 года говорится о том, что эта мера устарела.

Во-первых, не всегда подобный шаг оказывается полезен самим сельхозпроизводителям. Во-вторых, на этом фонде часто накручивают цену элеваторы, который частично заполнены резервами госфонда и не имеют возможности оперативно обслуживать всех желающих. Наконец, многие аналитики указывают на стратегический мотив: если государство закупает зерно, то куда и кому оно его реализует?

В настоящее время просто продать – это самое простое, что не есть синоним эффективного.  В США в годы перепроизводства зерна государство делало целевые денежные вливания в переработчиков (мукомолов), которые и снимали с рынка излишки. Так поддерживаются не только сельхозпроизводители, но и перерабатывающая отрасль.

Сегодня, во время санкционных репрессии в отношении России, такая поддержка, думается, принесла бы большую пользу, чем продажа зерна за рубеж через все порты страны.