17 октября Россию потрясла трагедия в Керчи. 18-летний студент политехнического колледжа смастерил бомбу, вооружился ружьем и пришел в родное учебное заведение. От взрыва и последующего расстрела пострадали 70 человек, из которых скончались 21. Убийца — Владислав Росляков покончил собой.

Буквально, в день трагедии депутаты Госдумы заявили об опасности видеоигр: якобы студент копировал некую «стрелялку». Президент Владимир Путин заявил об американском влиянии на молодые души россиян: как известно, в США подобные трагедии — не редкость. Наконец, активистка из Екатеринбурга Евгения Чудновец, обвинила рэпера Oxxxymiron (Мирон Федоров, в клипе которого два старшеклассника расстреливают тех, с кем вместе учились. Оба кончают жизнь самоубийством.

А чуть ранее в стране впервые для массового сознания прозвучал термин «буллинг». Буллинг — это, собственно, то, из-за чего в клипе рэпера ученики расстреливают одноклассников. Это травля. Та самая, которая всегда была в школах и средних специальных учебных заведениях. В армии — это неуставные отношения. Жестокая, беспощадная и с применением насилия. Подобные факты отмечались и в советских школах, но в последнее время с утратой нравственных ориентиров и прославлением культа силы буллинг прописался, буквально, повсеместно. Девушки выбирают жертву и избивают её, снимая видео. Парни превращают в изгоя самого слабого, заставляя его на камеру совершать противоестественные человеческой природе поступки… Это всё рядом. И «керченский стрелок» — тому пример.

Комментарии, которые дали психологи в последние дни, отметают ранее высказанные версии и указания на компьютерные игры. Специалисты говорят: на видеосъёмке в колледже видно, что студент мстит. Он явно готовился заранее — возможно, истратил на подготовку не месяц и не два. Им двигало страшное и всепоглощающее чувство. Это месть.

Конечно, еще не составлен посмертный психологический портрет убийцы и не озвучены все данные следствия, связанные с опросом свидетелей. Но Рослякова явно травили, причем подобное, как, к сожалению, часто бывает, могло быть совокупным явлением: травили как студенты, так и преподаватели.

В итоге, он ушел в свой мир и «скрылся» в интернете, где можно было узнать, как сделать бомбу… Для чего? Для жестокого мщения. Или познать все тонкости оружия. Для чего? Чтобы купить ружье и начинить патроны обрезками гвоздей и болтов. В своем угаре он никому не хотел оставлять шансов выжить.

Психологи указывают, что люди, подвергавшиеся травле, находят два выхода: бегство или нападение. Если подросток избрал путь нападения, то тут его поведение моделируют кино, телевидение, интернет. Естественно, он просто повторяет то, что увидел на экране.

Понятно одно: в современном мире экран (ТВ или кино) и монитор компьютера – не закрыть. Жестокость порождает жесткость. И, к сожалению, предсказать, где случится трагедия в следующий раз, не может никто. 

P. S. К слову, изначально слово «травля»  употребляли лишь охотники. Оно означало преследование жертвы сворой. В наши дни в роли жертвы и роли своры выступает человек, и зачастую роли меняются, потому  жертва травли теряет человеческий облик и прекращается в зверя.