Оптимизация — страшное слово, прочно вошедшее в обиход жизни страны несколько лет назад. Связана она с реализацией майских указов президента, согласно которым Россия должна совершить прорыв во всех сферах жизнедеятельности. Одни из главных таких сфер — образование и медицина.

В образовании было поручено довести зарплату учителей до средней заработной платы в субъекте РФ. И чиновничья машина заработала: указ надо исполнять, а финансирования под него нет. В итоге, надо было сделать так, чтобы уже имеющегося «денежного пирога» хватило бы на рост зарплат. И это было сделано.

Помните, в старом советском мультфильме кроили восемь шапок из одной шкуры. А тут процесс поставили на обратные рельсы: количество голов уменьшили, а шапки стали делать больше. По школам  страны прокатилась оптимизация, то есть сокращение количества педагогов. В основном, это касалось провинции, ибо именно в ней проблема зарплат стоит наиболее остро.

По данным издания «Коммерсант», с 2014 года было сокращено 20,8 тыс. руководящих работников и 57,1 тыс. человек иного персонала. В частности, массово были сокращены ставки заместителей директора (завучей). В настоящее время экс-завучи трудятся простыми учителями, но при этом обязанности с них фактически никто не слагал: школе нужны завучи.

Также из школ были уволены педагоги в возрасте и множество технического персонала. Как итог, сегодня учитель преподает, ведет классное руководство и несет кучу допнагрузок, которые зачастую включат в себя и работу озеленителем, и уборщиком пришкольной территории. А иначе — никак: учреждение образование должно соответствовать, директор требует… а людей (ставок) — нет.

Та же самая волна прокатилась по учреждениям дополнительного образования. В детских центрах, станциях туристов и школах хореографии стали «ужиматься». За счет кого? Правильно, за счет людей. При декларируемой поддержке допобразования (кружков) и спасении детей тлетворного влиянии улицы стартовал обратный процесс.

Что же получили? Отток молодых педагогов школьного и дополнительного образования из провинции — в столицу. Признаемся, что это процесс имел место и раньше: высококлассный учитель танцев (хореограф) в провинции «сидит» на минимуме, а в Москве ему готовы платить «хорошие» деньги.

Раньше подобные специалисты еще держались в небольших городах и поселках, трудились в муниципальных центрах детства и юношества. Москва — далеко, говорили они, а тут малая родина, друзья, близкие… Но жизнь вынудила их к бегству.

Тот же самый — «московский вектор» наметили себе и многие педагоги среднего возраста. Поняв, что в родной школе в провинции им грозит один путь (и швец, и жнец, и на дуде игрец), они решили стать таковыми за куда большие деньги, и не на малой родине.

Аналогичная картина складывается в медицине. Не будем сравнивать ни зарплаты, ни работу. Лишь констатируем факт: медики массово бегут из провинции.

Причина: поиск обеспеченной жизни. В бюджетных учреждениях (школах, больницах, поликлиниках) малых городов и поселков, по их словам, нет достойной оплаты. Особенно, если ты работаешь первые годы. Это опытные врачи и педагоги находят подработку, работая репетиторами и оказывая частные медуслуги в частных клиниках.

А начинающим приходится довольно туго. Поэтому, отработав небольшое время, они спешат в столицу. Там частный бизнес ждет всех, да и в муниципальных учреждениях совершенно иной уровень зарплат и доплат стимулирующего плана.

В итоге, в школах и больницах провинции  — масса вакансий. А специалистов нет. И, что самое страшное, не ожидается.