Акция «Стоп курение!»Похоже, в  России массово развился некий синдром под названием «подстроимся».

Речь идет о реализации майских указов президента и общего тренда, направленного на достижение конкретных цифр из этих указов. Один чиновник «сыпет» данными об оцифровке экономики, второй — о долголетии...

На днях в рамках Гайдаровского форума в Москве заместитель министра минздрава страны Олег Салагай на сессии «Экономические аспекты общественного здоровья» рассказал об этих самых аспектах. Во главу угла опять было поставлено долголетие. И немудрено, потому что именно увеличение продолжительности жизни россиян стало основой для проведения пенсионной реформы.

В итоге, замминистра вновь акцентировал внимание всех участников сессии на том, что к 2024 году россияне, в среднем, должны жить до 78 лет, а к 2030 году — до 80 лет. При этом выступающий оперировал словосочетанием «общественное здоровье».

Тот, кто подумал о решении вопросов доступности медицинской помощи, наличия врачей и прочем, немного неправ. Дело в том, что таким словосочетанием названа «экосистема, базирующаяся на междисциплинарном подходе». Поясним: по словам выступавшего, здоровье (что очевидно) нельзя купить, поскольку оно не является товаром в прямом смысле слова.

Его можно поддерживать, вкладывая время и деньги, а главное — выбирая образ жизни. Здесь Олег Салагай указал на данные Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), согласно которым здоровье на 50–60% зависит от образа жизни.

Вы наверняка уже уловили ход мысли... Вкладывать время и деньги — это, дескать, вопрос важный, но второй. Главное, вести здоровый образом жизни. То есть всё на ваших плечах и «под вашу ответственность».  Банальная, собственно, истина, ведь народ-то думал, что увеличивать продолжительность жизни будут за счет, например, уменьшения кадрового голода врачей в провинции или доступности сложных операций.

Оказывается, не это это главное. А главное «общественное здоровье» и образ жизни.

Естественно, что замминистра говорил много правильных постулатов: отказ от табака и алкоголя, а также нерациональное питание и низкая физическая активность — четыре фактора риска. Необходимо избегать их и сохранять себя здоровым.

Чиновник указал, что в рамках воплощения программы будут работать региональные и межмуниципальные центры общественного здоровья, в которых к 2024 году будет обучено более 40 миллионов человек. Также он отметил важность мотивации работников к ведению здорового образа жизни.

Словом, вновь рождаются новые понятия, вроде «экосистема общественного здоровья». А веры в них нет. Словно людям говорят: «Сами, сами, сами!». Ну а если долгожительства не получится, то люди же и будут виноваты. Не попали они в «экосистему»...

На том же форуме министр трудаа и социальной защиты Максим Топилин опять говорил о «траектории выхода из бедности» и указал на развитие инфраструктуры доступности услуг для семей с детьми. В здоровье — «экосистема», в социалке для бедных — «инфраструктура». Везде множество красивых слов и словосочетаний. А на деле бедность, смертность в молодом возрасте и прочие «несистемные» маленькие трагедии большого государства.