И не бойтесь убивающих тело,
души же не могущих погубить;
а бойтесь более того, кто может
и тело и душу погубить в геене.

Матфей 10.28

О чем, уважаемый читатель, предостерегает нас вечная книга – Библия? О том, чтобы мы более всего берегли душу, не позволяли никому её погубить. Михаил Булгаков в полуфантастической повести «Собачье сердце» сатирически изобразил то, что получается, если на человеческую душу воздействовать животными инстинктами. Изобразил это на примере жизни России сразу после победы большевиков в Гражданской войне.

По этой же повести есть одноименный телефильм Владимира Бортко, снятый в 1988 году. А несколько дней назад в Камышинском драмтеатре (директор Евгений Александрович Бакин) режиссером постановщиком Александром  Штендлером был  представлен спектакль в двух действиях. Премьера состоялась 23 февраля и увенчалась, на мой взгляд, полным успехом. Как зритель я хочу поделиться своими  впечатлениями.

1925 год. Городская улица, зима. На улице двое — у подворотни пёс с покалеченным телом  и на углу человек с покалеченной душой, девица легкого поведения. Холод, ветер, качаются фонари и нам, зрителям трудно разобраться, кого же нам жалко больше. Сюжет пьесы развивается динамично. Мы вместе с собачкой радуемся счастью, вдруг привалившему ей в виде краковской колбасы у профессора Преображенского, сочувствуем, когда ей делают операцию, а потом с удивлением, изумлением и тревогой наблюдаем, как добрый и милый пёсик превращается в наглое и общественно опасное существо – человеко-собаку. С трудно даже представимой ролью этого существа, Полиграфа Полиграфовича Шарикова,  виртуозно справился артист театра Николай Дубровин.

Недалекий и туповатый Швондер, чиновник, увлеченный идеей, которого убедительно играет Алексей Лобойко, ищет и находит применение способностям Шарикова – душить котов. Шариков возглавляет подотдел по борьбе с бродячими животными. Профессор, видя всю эту метаморфозу, беспомощно вопрошает у своего помощника Борменталя в безупречном  исполнении Юрия Юдина:

— А что будет, если Швондер и дальше будет опекать и обучать Шарикова?

Спрашивает и от мысли о возможных последствиях приходит в ужас, теряется и едва не сходит с ума.

Символичен эпизод, в котором отряд Шарикова, вооруженный самодельными ловушками для кошек, подходит к зрителям в поисках  своих жертв. Получив отрицательный ответ из зала,  женщина, комиссар отряда, уверенно заявляет: «Мы ещё вернемся». И невольно задумываешься: «А вдруг и вправду вернуться эти живодеры?». На серьёзные размышления наводят и многозначительные монологи профессора  Преображенского. Спектакль задевает, озадачивает.

Над чем бы я посоветовал поработать дополнительно этой творческой команде...

Первое. Слова пёсика при первом появлении на сцене — «Я погибаю, пропал я, пропал!» — звучали как-то не очень убедительно.

Второе. В монологах профессора слабовато выделялись ключевые слова и фразы, и это существенно снижало  их художественную ценность.

И, наконец, по режиссуре. Переживания профессора Преображенского о неудаче своего опыта показаны недостаточно, на мой взгляд, полными и убедительными. В результате этого появление его в виде напившегося с горя человека не воспринимается закономерным. Но это, как говорится, частности, без которых не обходится ни одно живое дело. В целом игра артистов доставила зрителям много минут радости, а порой и восхищения.

Запомнились: величественный вход Гостя в исполнении заслуженного артиста России Николая Штабного, уморительно вдохновленный пациент в исполнении Юрия Щербинина, возбужденно озабоченная дама, которую так блестяще представила Лилия Дайнега, выразительна  Дарья Петровна в исполнении Галины Хвостиковой.

Возвращаясь к идейному содержанию повести М. Булгакова, и  спектакля нашего опального режиссера А. Штендлера, хочется сказать, что методы работы шариковых и швондеров в работе депутатов областной Думы, к сожалению, не редкость. Вместо вдумчивой работы с людьми и особенно с людьми творческих профессий, людьми сферы культуры, имеет место грубое администрирование, упоение властью, презрение ко всем, кто ниже рангом. Я не буду называть имена, ибо  творческим работникам они известны. Всё это срезает на корню ростки высоких духовных движений музыкантов, артистов, писателей, художников и обрекает культуру области на регрессию и застой.

Вскоре нам предстоит избрать новый состав областной Думы. Не допустим, чтобы в неё вошли замаскированные шариковы и швондеры. Власть и деньги имущие уже наверняка готовят своих людей в Думу. Подвергнем их рентгеновскому контролю интернет сообществ и всех избирателей области и будем выдвигать своих не коррумпированных профессионалов.

13 декабря 2018 года  Президент России В.В. Путин на встрече со школьниками г. Ярославля сказал: «Никто нам не поможет, ни Бог, ни царь и не герой», явно имея в виду слова из гимна Интернационала: «Никто не даст нам избавленья…».