20 апреля вот уже в седьмой раз библиотеки страны пригласили любителей книг и чтения принять участие во всероссийской ежегодной акции «Библионочь». Поскольку нынешний год назван Годом Театра, организаторы решили приобщить читателей к театральному искусству и убедить их: вопреки общеизвестному утверждению Станиславского, что театр начинается с вешалки, он начинается с КНИГИ.

В Камышине площадкой для «Библионочи» стала библиотека-филиал № 2. Программа включила в себя сценки из спектаклей в исполнении артистов Камышинского драмтеатра, а также народного театра «Романтик», поэтические чтения, музыкальные номера, воспоминания о театральных встречах, книжные викторины и конкурсы с розыгрышем призов.

Ведущая – заведующая библиотекой Ольга Воронина, предваряя волшебство «Библионочи», подчеркнула непреходящую ценность театрального мастерства, уникальность работы актёров и режиссёров, привносящих в наш суетный мир по-настоящему доброе, познавательное, необходимое во все времена искусство. И не случайно, прежде чем открылся занавес этого театрально-библиотечного действа, гостиную библиотеки наполнила чудная мелодия одной из самых популярных песен XX века «Мой путь» в исполнении преподавателей и студентов Камышинского колледжа искусств и детской музыкальной школы.

Заведующая литературной частью драмтеатра Альбина Сережникова рассказала о работе театра в нынешнем сезоне, остановившись на недавно прошедшей театральной лаборатории, ставшей стартовой площадкой для грядущего Всероссийского Фестиваля театров малых городов. Ветеран камышинской журналистики, настоящий летописец театральной жизни нашего города Валентина Золотарёва преподнесла в дар библиотеке недавно вышедший сборник своих театральных рецензий и вновь удивила зрителей незатейливым поэтическим произведением, которое на сей раз потянуло на целую поэму, где шаг за шагом, фамилия за фамилией описывалась история рождения и развития нашего драмтеатра, отмечающего уже 110-летний юбилей.

Хочется привести несколько отрывков из этой самодеятельной поэмы. На поэзию она не претендует, но высказанные в ней мысли и авторские оценки довольно любопытны.

В театре было две эпохи.
И режиссёрских два лица
мы не забудем до конца.
Вот первый, Павел Джапаридзе.
Он дважды деятель искусств,
создатель студии, учитель,
вершитель судеб, клад идей:
«Предназначение театра –
Глаголом жечь сердца людей»…

Вторая важная эпоха –
наш всех затмивший Геворгян,
Конечно, лучший из армян.
Валерий Керопович всегда на виду,
у всех на слуху и у всех на нюху.
Все жанры театра в себе воплощал,
все чувства людские собой пробуждал,
дорогу театру сквозь тьму пробивал.
С начальством ругался, грозился уйти,
Алфёров боялся стоять на пути,
«Боюсь Геворгяна», – твердил Чунаков.
И деньги нашлись, дом культуры готов!
Проклюнулись ёлочки возле театра,
и тканей накуплено больше, чем надо.
Разруганы критики матом и громом,
для нас это было почище погрома.
Артистам досталось гораздо больней –
Керопыч их гнал, как ямщик лошадей…

Достойный итог наш за долгие леты:
у кассы толпа покупает билеты,
к нам едут артисты из всех волостей.
Давайте их встретим, как лучших друзей!

Как лучших друзей, продолжительными аплодисментами зрители встретили любимых артистов: Татьяну Торощину, Юрия Щербинина, Марию Тульникову, Светлану Олейник, Алексея Лобойко и Алексея Перетятько. Были показаны сценки из четырёх спектаклей: трёх драматических – «Дядюшкин сон» (по Ф. Достоевскому), «Ханума» (А. Цагарели, реж. Евгений Бакин), «Любовь по объявлению» (по киносценарию В. Мережко, реж. Александр Штендлер) и одного кукольного – «Заюшкина избушка» (по мотивам русских сказок, реж. Николай Бойко).

Из всего увиденного запомнился внесценарный экспромт Ю. Щербинина, который в конце сценки вдруг выдал фразу: «Я начинаю новую жизнь в этой библиотеке». Такой прямой отсыл в адрес проходящего праздника сопроводили заразительный зрительский смех и громкие аплодисменты. Забегая вперёд, скажу, что каждый из гостей «Библионочи» стал участником розыгрыша на бесплатное посещение драмтеатра. Номерки, полученные при входе, превратились в лотерейные купоны, и в результате восемь счастливчиков получили на руки театральные билеты.

В перерывах между сценками из спектаклей выступили камышинские барды Татьяна Наконечная и Михаил Просондеев, а также поэтесса Наталья Глянцева, исполнившие стихи и песни, перекликающиеся с тематикой вечера.

Как и подобает театральному действу, посреди «Библионочи» был объявлен антракт. Вместо буфета зрителям было предложено поучаствовать в викторине на знание театра. А кроме того, каждого зрителя ждал сюрприз – предсказание от какого-либо литературного персонажа. К примеру, я, вынув из шкатулки записку, прочёл следующее: Вы получите в подарок драгоценности от Хозяйки Медной горы (П. Бажов. «Малахитовая шкатулка»).

В предсказания я не верю, но то, что драгоценный подарок в виде происходящего я уже получил, могу сказать определённо точно. Весь вечер быть зрителем и участником, видеть столько заинтересованных лиц, слышать их реплики и оценки…

Во втором действии артистов профессионального театра сменили артисты театра народного. Известный в нашем городе общественник, режиссёр и организатор многих культурных мероприятий, связанных с книгой, основатель городского Пушкинского праздника поэзии Вера Струкова поделилась с собравшимися воспоминаниями о работавшем на протяжении 30 лет в Камышине народном театре «Романтик» под руководством Риммы Михайловны Тараненко.

Достаточно отметить, что этот театр стал стартовой площадкой для таких известных на всю страну актёров, как Дмитрий Дюжев и Сергей Угрюмов, чтобы сказать: и самодеятельные маленькие театры обладают большим потенциалом, поскольку учат добру, красоте и любви – этим неизменным качествам творческого человека. Давно известные камышанам артисты «Романтика» – сын Риммы Михайловны Александр Тараненко и Николай Федоровых – показали сценку из бессмертного ильфа-петровского «Золотого телёнка».

Ещё одним открытием прошедшей «Библионочи» стал Сергей Винников – новое имя в среде камышинских исполнителей песен под гитару. Со свойственной ему экспрессией Сергей спел несколько песен, ставших эффектным завершением праздника. Под занавес Ольга Воронина пожелала всем присутствующим почаще обращаться к искусству театра, подчеркнув, что в наш век, когда оцифровано буквально всё, театральный мир подвергнуть этой процедуре невозможно.

Невозможно оцифровать чувства, живое общение – то, что дарит нам сцена, не отгороженная никакими рамками. Здесь возможен только прямой контакт зрителя и актёра. Будем же беречь и развивать такие взаимосвязи, сделаем их по-настоящему плодотворными.