Сразу пять театров Красноярского края прибыли в Камышин на фестиваль. Артисты из Ачинска, Минусинска, Канска, Новосибирска, Норильска показали или еще покажут нам свое искусство.

Город Ачинск зародился на берегу реки Чулым (приток Оби) на 29 лет раньше Камышинской крепостцы. Жителей там сейчас примерно столько же, как у нас. Ачинск, как и весь Красноярский край, славится заботливым отношением к старинной архитектуре. Сохранились в целости деревянные дома на каменном подклете, бывшие купеческие особняки, украшенные фигурной кирпичной кладкой и железной резьбой, лавки и лабазы с коваными дверями, ставнями и металлическими решетками.

Здесь жил автор слов песни «Славное море священный Байкал» Д.П. Давыдов, писал свои романы «Чингисхан» и «Батый» В.Ян (В.Г. Янчевский). В музее хранится старинное записывающее устройство в виде прямоугольного ящика — полифон. Есть памятный знак «400-летию Дома Романовых».

Но настоящей достопримечательностью и изюминкой Ачинска стали оформленные талантливой живописью автобусные остановки. Темы самые патриотические: 9 мая с портретами местных ветеранов, русские полководцы, советские маршалы, православные храмы, юбилей детской школы искусств, подвиги космонавтов. Есть прекрасно написанные «Родина-мать» и рядом портрет молодого Маресьева в военной форме. Один из комментаторов к фотографиям Камышинского путешественника написал: «Как такую остановку заклеить объявлениями рука поднимется?».

Театр из Ачинска показал нам спектакль по пьесе татарского драматурга Рината Ташимова «Шайтан-озеро». Как выразился критик Андрей Пронин, драматург шаманящий. И, действительно, гремит бубен, взвивающий пыль над сценой. Все таинственно, мрачно, опасно. Бабки каркают чайками. Заповедные места, где татары жили до русских. Местные верования соединяют мифы с явью. Сейчас на реке Тара «живут не русские, не немцы, не татары, а сибиряки».

Самый яркий образ — Латифа (актриса Надежда Суханова). Родила пятерых сыновей, четверо из которых умерли. Всем сердцем любит пятого – Марата. До самозабвения. Актриса передает эту любовь жизненно, горячо, страстно. И все это на фоне умирающей деревни. «У нас ведь как — кто уехал, кто умер, кто спился». Боль и трагедия всей России. Жанр спектакля обозначен как трагикомедия. Печаль нейтрализована забавными сценами.

Первый акт всем очень понравился. И второй начался с бубна. И печального, и радостного было вдоволь. Но закончилось действие как-то внезапно. В полумраке вышли артисты шеренгой. Думала, споют хором народную песню после всех потрясений. Нет, просто раскланялись.

Публика реагировала идеально. Встали, аплодировали, преподнесли цветы. Но ощущение недосказанности осталось. На обсуждении все критики отмечали, что фабула не раскрыта, многое непонятно. Увлечение северной экзотикой налицо, а единства действия нет.

Меня не столько это удивило, сколько опечалила речь артистов, пересыпанная ненормативом. Камышанам это непривычно, да и не нужно.

За 60 лет у нас на сцене только один раз прозвучало словцо, которое тогда считалось неприличным. Его сразу же заменили словом «задница» без всякого ущерба для спектакля.

Я считаю, что мат — главное позорище России на весь мир, а репертуарный театр — наша великая гордость. И нельзя путать одно с другим. Театр — это место, где мы становимся чище, добрее и умнее.

Жаль, что такой культурный, благоустроенный, талантливый и трудолюбивый Ачинск не устоял перед натиском реформаторов языка.

Впереди нас ждет Минусинск.