Взаимодействие человека с природой — чрезвычайно острая проблема современности. С каждым годом ее звучание становится сильнее, слишком уж великий урон нанесен живой природе. Деваться нам от этой темы некуда.

Мы и наши дети живем в XXI веке, и от нас зависит, будет ли существовать гармония в отношениях человека и природы. В соответствии с этим важно особое внимание уделять пониманию взрослыми и детьми своего неразрывного единства с окружающим миром. Причем, это единство должно быть не только понятно, но и прочувствовано, должно стать основой гуманного отношения к природе. В современном обществе очень актуальна экологизация, которая требует, прежде всего, развития экологического сознания, воспитания новой личности с экологическим мировоззрением. По мнению многих ученых, вся система образования на сегодняшний день должна быть ориентирована на выполнение двух взаимосвязанных функций: гуманистической (ориентации образовательного процесса на выживание и развитие всего человечества), и экологической (сохранение всех компонентов природы в целом, обеспечении условий для сохранения жизни).

Экологическая культура включает в себя экологические знания, понимание, что природа является источником жизни и красоты, богатством нравственно-эстетических чувств и переживаний, ответственность за ее сохранение, способность соизмерять любой вид деятельности с сохранением окружающей среды и здоровья человека, глубокую заинтересованность в природоохранной деятельности и грамотное ее осуществление.

Формирование экологической культуры населения — приоритетная задача государственного учреждения «Природный парк «Щербаковский».

За время своего существования природным парком было организовано множество разнообразных мероприятий посвященных этой теме, одно из которых — районный семинар для образовательных учреждений с экологической специализацией «Формирование основ экологической культуры через работу школьного музея», проведенный 17 марта на базе средней школы № 7 города Камышина.

В этом образовательном учреждении под руководством директора П. В. Пелюкшевой создано три школьных музея, два из которых посвящены природе: «Музей экологии» и «Музей минералогии». Да и третий «Музей пожарного дела» в свете событий лета 2010 года также интересен с точки зрения экологии. Естественно, природный парк не мог оставить их без внимания.

В рамках районного семинара были освещены новые аспекты экологического воспитания. Сейчас, когда экология превращается в науку о выживании, перед музеями стоит новая задача: они призваны осуществлять широкую исследовательскую и просветительскую деятельность, объясняя последствия тех или иных явлений, выступая в роли посредника между наукой и обществом. На семинаре были представлены интереснейшие доклады о развитии музейного дела в Камышине и Камышинском районе (С. Е. Чеботарев — директор Камышинского историко–краеведческого музея), о наработках и планах экологического просвещения Камышинского историко–краеведческого музея (Н. В. Косухина — научный сотрудник Камышинского историко–краеведческого музея), об особенностях экологической работы в школьных музеях г. Камышин (Г. Н. Земцова, методист МАОУ ЦПК Комитета по образованию г. Камышин) и Камышинского района (И. Ю. Артемова, заведующая ИМЦ комитета по образованию Камышинского района).

О школьном музее как особой структуре, которая является итогом краеведческой работы учащихся и педагогического коллектива, рассказала Е. М. Вавилина, зам. директора по УВР МОУ СОШ № 7. В школьных музеях проводятся встречи с местными жителями, земляками — ветеранами войны и труда, организуются тематические экскурсии, выставки, музейные уроки, вечера и дискуссии. На базе музеев образовательных учреждений действуют детские объединения по интересам.

Основные направления работы школьных музеев — это поисковые задания, исследовательская деятельность, проведение фрагментов уроков и внеклассных мероприятий, пропаганда идей охраны природы и экологии через систему экскурсий. Музейный предмет содержит много полезной информации и с ее помощью и средствами музея (экспозиции, выставки, экскурсии, музейные праздники) можно добиться хороших результатов в формировании экологического мышления и поступков.

Еще надо обратить внимание на один аспект в музейной работе — эмоциональное воздействие на посетителей. Кроме того, что музейный предмет несет в себе информацию, он вызывает у посетителей еще и определенные эмоции — интерес, восхищение, желание узнать о нем больше. Именно эти чувства испытали участники семинара в музеях школы № 7. А если экспонат используется во время занятий, и дети имеют возможность рассмотреть его, подержать в руках, поработать с ним, то отдача от посещения музея возрастает. Сколько восторга и других положительных эмоций получают дети при работе в таких музеях. После экскурсии в музее минералогии заведующая детским садом в Усть-Грязнухе Г. И. Гуденко под впечатлением от увиденного, заявила: «Теперь я знаю, к чему стремиться нашему музею камня. И у нас будет не хуже!».

Так и есть, природный парк уверен, что все музеи хороши, каждый по своему! Тем более что был представлен опыт работы различных музеев по экологическому направлению. Это и создание этно-экологического путеводителя «Нижняя Добринка» (МОУ Нижнедобринская СОШ) и целая система экологического и краеведческого просвещения в музеях городских школ № 17, № 19, № 9.

Природный парк «Щербаковский», в лице директора В. В. Махиной, благодарит Г. Н. Бирину — первого заместителя Председателя Комитета по образованию и науки Администрации Волгоградской области, Е. В. Кулаченко — начальника отдела природоохранных мероприятий и развития систем ООПТ Администрации Волгоградской области, Г. С. Сидоренко — консультанта отдела природоохранных мероприятий и развития систем ООПТ Администрации Волгоградской области, О. В. Веропотвельян — заместителя Главы Администрации Камышинского муниципального района, Н. Н. Хиценко — заместителя Председателя Комитета по образованию городского округа — г. Камышин и Л. М. Корнееву — заместителя заведующего методическим отделом Комитет по образованию городского округа — г. Камышин за то, что нашли возможность поработать вместе с нами, а также всех участников семинара за активную работу.

Большое спасибо коллективу школы № 7 г. Камышина за теплый прием и отличную работу.

Природный парк «Щербаковский» надеется на дальнейшее сотрудничество с Камышинским историко-краеведческим музеем и школьными музеями. Мы считаем, что показать единство и гармонию всего живого на земле — одна из задач музеев, которую необходимо донести до каждого посетителя. Выставки музея позволяют в некоторой степени проследить, как научно-техническая революция воздействует на окружающую природную среду. Все это способствует приобретению экологических знаний, пробуждает интерес к познанию природы и уважительному к ней отношению.