Кликните для увеличенияВ 2017 году, в Год экологии, было официально объявлено о том, что в очистку Волги будет вложено 257 миллиардов рублей.

Об этом заявил председатель правительства Дмитрий Медведев, который провел в Волгограде рабочее совещание и вместе с губернатором совершил плавание по акватории великой русской реки вдоль города-героя. Федеральная программа по очистке Волги рассчитана до 2025 года.

Как воплощается в жизнь эта программа — сказать трудно. Никаких официальных сообщений о работе специальных бригад по, например, подъему затонувших судов в рамках федерального финансирования, — нет.

Между тем, Волгу хотят очистить, как минимум, полвека. В советские времена народом широко обсуждалось предложение иностранцев заняться этим глобальным проектом. Поступало ли таковое в действительности  — официальных подтверждений нет. Но множество людей в стране до сих пор помнят, что якобы предложение сделали японцы. А в качестве оплаты они хотели взять всё то, что поднимут со дна.

Получается, что практичные иноземцы думали окупить громадные вложения. Чем же?

Это вопрос и сегодня обсуждается на всевозможных форумах.

Первое, что приходит на ум — металл. Правда, металл ржавый. Еще в июле 2005 года президент Ассоциации водолазных служб России Александр Родионов в интервью РИА «Новости» сообщил, что «бассейн реки Волги — от Твери до Астрахани — загрязняют 2,4 тысячи затонувших и брошенных плавсредств — это и нефтеналивные суда, и пассажирские, и грузовые». На волжском дне покоятся самолете и корабли времен Великой Отечественной войны, баржи, пассажирские суда и многое другое.

Далее речь шла о мореных деревьях. До 1980-х годов великая русская река активно использовалась как лесосплавная артерия. При этом, естественно, многие бревна не доплывали до конечных пунктов — в Волгоград или Астрахань и тонули по пути.

Морёный дуб — это чёрная древесина, дерево, которое долгие годы находилось под водой. Это очень дорогой материал, из него, например, делали обрамление окон в замке принцессы Ольденбургской.  А в волжском бассейне, по предположению ученых, затоплено около 9 млн кубометров древесины.

Ну и, наконец, не стоит забывать о том, что Волга — древняя торная дорога множества народов, обитавших на её берегах. А значит, возможны находки различных артефактов — ценных как с исторической точки зрения, так и попросту на вес (если сделаны из золота).

Как тут не вспомнить легенду про двух золотых коней хана Батыя. Это сокровище, о котором есть исторические упоминания. Первое упоминание о золотых конях в литературе появляется в книге француза Гильома де Рубрука «Путешествие в восточные страны» (1254 год). Он пишет, что статуи ослепляли сиянием всех подъезжающих к городу.

Речь идет о двух золотых скакунах (в натуральную величину), которые якобы возвышались перед воротами столицы империи Сарай-Бату. По легенде на коней ушла вся дань, взятая в это время с покоренной Руси. Сказывают о 15 тоннах золота.

Есть разночтения в том, из чего были сделаны глаза скакунов — одни пишут рубины, другие — изумруды. Но главное, что предания о знаменитых золотых конях хана Батыя встречаются очень часто. Также часто говорят о том, что коней перевозили по Волге. Но случилась непогода… И они утонули. Об этом расскажут в Камышине, показывая на волны Волги.