Писатель Николай Чернышевский знаком современному поколению россиян прежде всего как автор романа «Что делать». Однако в словаре Брокгауза и Ефрона это литературное произведение прямо названо «лишенным художественных достоинств», хотя подчеркивается, что роман «имел большое влияние на молодежь».

С одной стороны, как мыслитель Чернышевский выступал противником туманных рассуждений, вследствие чего содействовал переходу от философии 1840-х годов к научному миропониманию. С другой, как политик-экономист он укрепил отрицательное отношение ко всему буржуазному. За что и был назван демократом и революционером.

Николай и Ольга Чернышевские в молодости
Николай и Ольга Чернышевские в молодости

Во всех начинаниях Николая Гавриловича поддерживала его жена — Ольга Сократовна Чернышевская (в девичестве Васильева), которая родилась и провела молодые годы в Камышине. Именно ей Николай Гаврилович посвятил романы: «Что делать?» («Посвящается моему другу О. С. Ч.») и «Пролог».

Она приехала из Камышина

В Камышинском историко-краеведческом музее хранится копия свидетельства о рождении О. С. Чернышевской. Из документа следует: что Ольга появилась на свет в Камышине 15 марта 1833 года. Это было, несомненно, радостное событие в семье врача Сократа Евгеньевича Васильева, который в 1818 года был определен уездным медиком в Камышин. Сократ Васильев героически показал себя в борьбе с эпидемией холеры, которая в те годы охватила Поволжье. В губернской столице — Саратове — чуть более чем за месяц болезнь унесла жизни 100 тысяч человек. Потрясенный сведениями о холере, поэт Лермонтов создал стихотворение «Чума в Саратове».

В Камышине Сократ Васильев женился на дочери Кирилла Федоровича Казачковского. Казачковский – герой войны 1812 года, доживал свой век в имении, а Васильев вылечил его от тяжелой болезни и постоянно лечил от ран, оставшихся после после баталий с войсками Наполеона (герой был «сражен картечью» на глазах у царя, но выжил). Казачковский  участвовал в Италии в разгроме французских гарнизонов. Из этой южной страны он возвратился женой-итальянкой, которая родила ему шестерых детей. По воспоминаниям современников, Ольга Сократовна была похожа на свою прабабку итальянку – смуглую брюнетку с чёрными сверкающими глазами.

Семья доктора Васильева даже в небольшом городке на Волге старалась сохранять и всячески культивировать в своем кругу любовь к знаниям, искусству и чтению. Известно, что к детям приглашались гувернеры и учителя.

Современники писали, что Ольга Сократовна получила блестящее франко-итальянское воспитание в доме своего отца, любителя и коллекционера живописи. К слову, именно от отца Ольга унаследовала вольнолюбивый характер и пылкий темперамент. Ее называли «гусаром в юбке», но в тоже время «кошечкой», ибо она была «необыкновенно мила, кокетлива, забавна, находчива, весела, жива и бойка».

— До 17 лет я все время училась, — скажет она потом Николаю Чернышевскому, с которым познакомилась в Саратове, куда переехала семья Васильевых.

Она и он

В 24 года Николай Чернышевский увидел Ольгу в доме друзей. «Первая красавица на свете, — отозвался он о той встрече в дневнике. И продолжал: — У нее такой характер, какой нужен для моего счастья». Признаваясь ей «в глубоком и сильном чувстве», Чернышевский в то же время предостерегал ее, говоря: «Я делаю такие вещи, которые пахнут каторгой».

Но Ольга Сократовна не испугалась. Почему женщина, у которой было множество поклонников, сделала такой выбор, — загадка. Чернышевский, как отзывались его друзья, — скромный преподаватель гимназии, танцевать не умеет, при барышнях теряется. И Ольга даже записала о нем так: «некрасив, неловок и казался флегматиком».

А ведь камышанка обладала удивительным (пишут даже гипнотическим) умением оказывать влияние на окружающих. Легко и непринужденно она завораживала всех вокруг, располагала к себе, а в беседах была находчива и непосредственна. В неё был влюблен критик Добролюбов, она вдохновила поэта Некрасова написать «Сашу», Катерину в «Коробейниках» и Трубецкую.

Но неисповедимы пути Любви... 19 февраля 1853 года Чернышевский сделал предложение Ольге. Она дала согласие, а он в тот же день завел тетрадку: «Дневник моих отношений с той, которая теперь составляет мое  счастье». 29 апреля 1853 года влюбленные обвенчались в Сергиевской церкви на улице Большой Сергиевской (теперь ул. Чернышевского). А уже в начале мая молодые уехали из Саратова в Петербург, где Чернышевский целиком посвятил себя литературе и революционно-пропагандистской работе.

Революционная деятельность

…7 июля 1862 года за революционную деятельность Чернышевского арестовали. До оглашения приговора он был помещен в Петропавловскую крепость, откуда 5 октября 1862 года писал жене: «...Наша с тобой жизнь принадлежит истории, пройдут сотни лет, а наши имена все еще будут милы людям...»

Затем революционера ждала каторга и ссылка в Якутию. Всего девять лет прожили Чернышевские вместе. А каторга отобрала у них 20 лет семейного счастья. Именно столько лет Чернышевский находился в ссылке. Когда в 36 лет писатель отправился на каторгу, его старшему сыну Александру исполнилось 10 лет, младшему Михаилу — 6. В это время нищета прописалась в доме Ольги Сократовны... Чтобы свести концы с концами, она зарабатывала штопкой и вязаньем.

Летом 1866 года Ольга с младшим сыном поехали к мужу на Кадаинский рудник. Они проделали путь в более чем 5 тысяч километров. Путешествие продолжалось полгода – выехали в мае, а возвращались в октябре. Николай и Ольга провели вместе четыре дня. При встрече присутствовали жандармы, и Чернышевский просил жену уехать.

«Милый мой друг, Радость моя, единственная любовь и мысль моя, Лялечка, — писал Чернышевский в 1870 году. — Пишу в день свадьбы нашей. Милая радость моя, благодарю Тебя за то, что одарена тобою жизнь моя... Много я сделал горя Тебе. Прости. В эти долгие годы не было, как и не будет никогда, ни одного часа, в который бы не давала мне силы мысль о Тебе. Прости человека, наделавшего много тяжелых страданий Тебе, но преданного Тебе безгранично, мой милый друг... Крепко-крепко обнимаю Тебя, моя несравненная, и целую, и целую Твои ненаглядные глаза».

Чернышевский пробыл в ссылке до 1883 года. Он обрел свободу 55-летним, тяжело больным стариком. Да и жить ему разрешили не на родине, а в Астрахани — «под надзором». По пути к новому месту назначения охранка позволила Чернышевскому остановиться на несколько часов в Саратове и повидаться с женой.

В 1889 году 17 октября Николай Гаврилович скончался от кровоизлияния в мозг. Ольга Сократовна прожила долгую жизнь и даже увидела настоящих революционеров: она ушла из жизни 11 июля 1918 года, когда ей шел 86 год.

…На Воскресенском кладбище Саратова у мемориала Н. Г. Чернышевскому расположён ряд черных надгробных мраморных плит семьи Чернышевских. Среди них одна плита, на которой выгравировано сразу два имени: «Ольга Сократовна Чернышевская, жена и друг великого революционера, 1833-1918, и Виктор Николаевич Чернышевский, 1857-1860».  Виктор — средний сын Чернышевских, умерший от скарлатины… Об Ольге  написаны простые и великие слова: «жена и друг».