В минувшие выходные, 4 августа, страна отметила День железнодорожника. А в сентябре здание железнодорожного вокзала в Камышине отметит 125-летний юбилей.

26 ноября 1893 года Министерство путей сообщения и Городская управа Камышина приняли решение о строительстве железнодорожной линии, которая получила название «тамбово-камышинской». Строило Акционерное общество «Рязано-Уральской железной дороги» (сокращенно РУЖД) по проекту инженеров этого же АО.

Это был один из самых масштабных проектов для Камышина, в реализации которого приняли заметное участие и местные «гласные» (так раньше именовали депутатов). В 1892 году акционерное общество «Рязано-Уральская железная дорога» обратилось к «обществу города Камышина» с предложением провести в город железную дорогу. Для воплощения проекта в жизнь требовалось провести отчуждение городской земли. Дело в том, что железнодорожная ветка пролегла на землях, принадлежащих городу.

РУЖД предложила свой проект, а Городская дума — свой. После долгих переговоров в июне 1895 года председатель правления РУЖД сообщал саратовскому губернатору князю Мещерскому: «Имею честь известить Ваше Сиятельство, что Камышинская Городская Дума в своём заседании от 3 мая сего года, приняла предложение правления о постройке моста и водопровода для города, взамен согласия на строительство железной дороги».

А годом ранее состоялось историческое заседание думы по вопросу отчуждения земель. Комиссия гласных (депутатов), которую представляли промышленники и предприниматели И. П. Шемякин, В. Н. Ткаченко, А. Г. Докучаев, А. Д. Алабушев и другие, заключила договор, согласно которому за отведенную землю Акционерное общество РУЖД построило в Камышине железнодорожную станцию с вокзалом (1894 год), депо с поворотным кругом, элеватор емкостью 500 тысяч пудов, нефтесклад, нефтяную, хлебную, лесную, рыбную и соляную пристани с подъемниками, тоннелями, шахтами и подвесными вагонетками, а также клуб, в котором размещались библиотека и народный театр. Остатки так называемой «лесотаски» РУЖД (лесоподъемник, проложенный в тоннеле, который ведет от Волги к ж/д путям) сохранились до сих пор, их можно запечатлеть на фотоаппарат, проплывая по великой русской реке.

В полном соответствии с договором в 1896 году РУЖД построило мост (впоследствии названный Бородинским), а в 1898 году — городской водопровод. Словом, думцы того времени знали, как и о чем договариваться для блага города.

В 1894 году открылось движение на линии Тамбов – Камышин. В момент открытия движения по новой железнодорожной ветке с вокзала «Камышин» ежедневно отправлялось два поезда — пассажирский и почтовый. Как уточнили infokam.su в службе по связям с общественностью ПривЖД, в Камышине возник целый поселок железнодорожников, в котором жили рабочие. К слову, улица в Камышине, проходящая вдоль линии Рязанско-Уральской железной дороги, до сих пор называется Рязано-Уральской.

Будучи в железнодорожном музее Волгограда, автор этих строк с радостью отметил, что на одном из стендов есть и фотография камышинского вокзала, — здания, которое, точно веха, отметила славные дела наших предков, развивавших транспортное сообщение обширной империи, раскинувшейся на одной шестой части суши.

P.S. К слову, железнодорожную ветку могли проложить к Реальному училищу (сегодня школы № 4). Рассматривался и такой вариант. Однако он был отложен из-за излишней дороговизны, ведь требовалось бы строить несколько мостов — одни через овраг, с которого начинается речка Камышинка.

Впрочем, в итоге, РУЖД построило за свои средства первый мост в городе. Тоже, наверное, вышло недешево, учитывая то, что лес на постройку был выбран самый лучший: когда мост разбирали, специалисты отметили высочайшее качество древесины.