Было время, когда автобусов в Камышине насчитывалось единицы. Причем прошло всего-то чуть менее 70 лет. Не такой уж большой срок…
В августе 1953 года на улицах города появились два комфортабельных (для тех, конечно, времен!) автобуса «ЗИС-155». Таким образом, было открыто регулярное пассажирское автобусное движение. За неделю автобусы перевезли 25 тысяч пассажиров.
На фотографии начала 60-х годов вы видите, как автобус «ЗИЛ-158» (он сменил «ЗИС-155») мчится по улице Пролетарской. Это более позднее время, когда пассажирские перевозки развились до такой степени, что на одной улице разом в объектив фотоаппарата могли попасть сразу три автобуса. Все три — более позднего времени. А едут они мимо нынешнего здания «Ди центра».
Газета «Ленинское знамя», предвосхищая событие (10 июля 1953 года), информировала горожан: «Автоколонна № 54 получила два комфортабельных автобуса, которые начали курсировать по маршруту: «Город — Поселок строителей текстильного комбината — Стекольный завод». На фотографии для газеты, сообщившей об открытии пассажирского движения, мы видим, как водитель «ЗИС-155» вышел перекурить. Пассажиры ожидают. Это часть старого города — дорога еще вымощена брусчаткой.
Вот этот же автобус проезжает здание, которое сегодня занимает кафе «Запросто». Камышане старшего поколения помнят, как подобный «бегал» по маршруту № 2 на Стеклотарный завод.
С улицы Пролетарской свернем на соседнюю — Комсомольскую. Здесь мы увидим маршрут № 9. Вот автобус «ЗИЛ-158» пересёк улицу Октябрьскую и направляется вверх — к улице Советской. Он проезжает мимо старинного дома Вебера, который сегодня выставлен на продажу (здесь были теплосети).
А вот этот же автобус спешит обратно, проезжая перекресток улиц Комсомольской и Октябрьской. Мы видим дом купца Михаила Альтухова. Сейчас у него снесены шатровые башни — здесь на первом этаже располагается магазин «Магнит», а на втором — множество всяких фирм.
Наконец, мы видим, как автобус пересекает мост, двигаясь в сторону площади Комсомольской. Здесь еще нет ни пятиэтажек, ни девятиэтажки (той, в которой сегодня расположена центральная библиотека). Зато вдали можно рассмотреть путепровод над железнодорожными путями (если смотреть по проекции моста). В то время подземного «прокола»-путепровода к улице Некрасова еще не было, поэтому от горожан требовали пересекать ж/д пути по надземному переходу.
А вот автобус движется в другую сторону, съехав с Бородинского моста на улицу Пролетарскую (перекресток с улицей Гоголя). Сегодня здесь сразу бы бросился в глаза 14-этажный дом, названный в народе «Сахалинец», по месту прописки возводившей его подрядной организации.
В то время здесь ещё располагались купеческие дома. Вдали с башенкой — купца Ивана Альтухова (брата упомянутого выше Михаила Альтухова). Сегодня все эти дома снесены. На их месте — проезжая площадь перед магазином «Радеж» и памятник камышинскому арбузу.
Из вышеизложенного можно сделать вывод, что Комсомольская также была если не одной из центральных, то все-таки весьма оживленной улицей. Автобус ехал по Комсомольской до Советской, а дальше куда?
А сколько деревьев было в городе. Красота.
Спасибо. Как здОрово увидеть улицы нашего города и раритетный транспорт на старых фотографиях! Публикуйте, по возможности, еще!
Да помню из детва что мы живущие в северной части говорили что поедем в ГОРОД имея ввиду ту часто что сразу за мостом. Тогда еще в бухте был жив лаковый завод