В Камышинской городской художественной галерее открылась выставка памяти Павла Георгиевича Лефтора.

Павел Лефтор

Известный камышинский художник ушёл от нас почти десять лет назад. А 8 сентября ему исполнилось бы восемьдесят. Эти две юбилейные даты и объединила выставка работ, взглянув на которые можно восстановить творческий путь Павла Георгиевича — от его ранних акварелей до живописных полотен на холсте, гобеленов и чеканки. И пускай выставка небольшая, она даёт возможность вновь пообщаться с этим интересным человеком, вспомнить встречи, прикоснуться к его удивительному творчеству.

Он приехал в Камышин в юбилейном для нашего города 1968-м. И сразу же заявил о себе как о тонком ценителе искусства, способном внести в него свежую струю, разнообразить, привлечь повышенное внимание. Тогдашний директор Камышинского хлопчатобумажного комбината С.М. Спорышев пригласил Павла Георгиевича на предприятие в качестве главного художника, и, став руководителем художественной мастерской, Лефтор с полной самоотдачей окунается в творчество, подарив множество идей в разработке рисунков тканей, оформлении интерьера, помогая и обучая молодых художников.

Четверть века при Дворце культуры «Текстильщик» под началом Лефтора работает студия изобразительного искусства для взрослых. Из неё вышли многие известные сегодня художники. О своих многочисленных встречах с мастером рассказал на открытии выставки член Союза художников России Сергей Лебедев, подчеркнув особое качество Павла Георгиевича видеть в обучаемом им человеке не просто ученика, а настоящего помощника. Своими воспоминаниями поделились Геннадий Клёнов, Наталья Прокусова, Валентина Калинкина. Журналист, бывший работник Камышинского историко-краеведческого музея Марина Караваева воспроизвела диктофонную запись, дав возможность услышать знакомый лефторский голос.

Эта запись была сделана уже в последний год жизни художника, когда велась подготовка к его выставке под названием «Исповедь». Специально к открытию той памятной выставки Марина Викторовна написала берущее за душу стихотворение о том, что значит для творческого человека самовыражение, самоотдача, исповедь перед настоящими ценителями, а не только любителями его работ.

Исповедь — это птица, взмывшая в никуда.
Ей суждено родиться, если пришла беда.
Если пришло прозренье, время слагать итог,
Горькое вдохновенье,
— так повелел нам Бог.

Перекличкой стало выступление известного камышинского барда, также одно время работавшего в художественной галерее, Татьяны Наконечной. Она исполнила песню на стихи Ольги Качановой «Красная птица». Независимо от уже известной лефторской работы под таким же названием песня как никогда глубоко отразила содержание картины.

Что меня ждет? Да, конечно, забудут
Песенку ту, что негромко поется...
Лист за листом нераскрашенных будней...
Так что остается? Что остается?
Только любовь.
Только любовь, а иначе не стоит
Четвертовать эти дни золотые.
Дело нехитрое, дело простое –
Мне птиц рисовать, пока не остыли
Ни краски, ни кровь.

Павла Георгиевича, конечно, не забыли. Его картины находятся в фондах историко-краеведческого музея, украшают интерьеры квартир и кабинетов, демонстрируются в частных коллекциях. В течение долгого времени Татьяна Наконечная собирала так называемое досье на Лефтора, включившее в себя многочисленные публикации о нём в прессе, списки художественных работ, каталоги выставок. Всё это она передала в дар художественной галерее.

На встрече присутствовали обе дочери Павла Георгиевича, одна из которых — Вероника — и сейчас работает в историко-краеведческом музее. Она прочитала небольшое эссе сына Лефтора — Георгия, в котором тот рассказал о своих беседах с отцом на тему искусства, которые и подтолкнули стать художником-дизайнером.

По представленным на выставке работам можно проследить и географию поездок Павла Георгиевича по стране. Здесь есть акварели, запечатлевшие кавказские мотивы 60-х годов прошлого века, зарисовки с Дальнего Востока, Молдавии, Юрьева-Польского — старинного городка, который Лефтор полюбил за его богатую историю, что затем отразилось и на любви Павла Георгиевича к Камышину. Достаточно отметить, что его Димитрий Солунский встречает каждого посетителя нашего музея в виде цветного изображения на оконном стекле. А чего стоит серия работ, рассказывающих о первых годах жизни Дмитриевска.

Павел Георгиевич шаг за шагом изучал историю города, много читал, интересовался, беседовал с ещё одним художником — Геннадием Шендаковым, занимавшимся историей уже профессионально. Наполненный глубоким смыслом гобелен под названием «Время течёт» как бы в динамике передаёт нам преходящность и в то же время (простите за каламбур) бесконечную ценность времени.

Приходите на выставку, посмотрите, оцените, прочувствуйте! Художественная галерея (ул. Набережная, 66) работает всю неделю, кроме понедельника и вторника, с 10 до 18 часов.