Не ошибусь, если скажу, что всем с детства известна легенда о крысолове. Она стала сказкой, её можно увидеть в мультипликационном варианте разных стран мира.

Кто интересовался историей этого произведения, знает, что в основе её лежит легенда о гамельнском крысолове (он же — дудочник). Отсюда родилась немецкая народная сказка:

«Крысолов поднёс к губам дудку. Протяжные звуки полились из дудки. Слышался в этих звуках щекочущий шорох зерна, струйкой текущего из прорехи в мешке…».

Но и в России было сложено немало легенд о людях, способных словом изгнать мышей и крыс из дома, а то и целого селения. Одно из преданий в своей книге «Народные обычаи, суеверия, предрассудки и обряды крестьян Саратовской губернии» поведал исследователь Александр Минх.

Под городом Балашовым помещик села Ивановки И.А. Салов рассказал ему, как поздно вечером в один постоялый двор вошел благообразный старик с седой бородой. Одет он был, подчеркнул рассказчик, прасолом. Поясним: прасол — скупщик, в том числе скота (гуртовщик). Их узнавали по одежде.

Попросил гость дать ему четверть вина. И залпом выпил.

Но тут же сообщил, что денег у него нет. Зато он готов наградить хозяина.

Хозяин, к слову, благообразному старику поверил и даже решил узнать у него: какой тот гонит гурт — крупного или мелкого скота?

Гость ответил: «Мелкого…». И вышел в дверь.

Хозяин последовал за ним на крыльцо и увидел… Огромное стадо мышей и крыс на дороге! Их-то старик и погнал дальше. В ту же ночь исчезли все мыши с постоялого двора.

Такое саратовское сказание о крысолове-гуртовщике. Далеко не молодом, выпивающем. И без дудочки. Но дело своё, видимо, знающем хорошо.