На почту infokam.su пришло письмо. Процитируем его суть:

«Всё забудется, забывается и смоется рекой времени. К сожалению, пока живо поколение, оно помнит. Так с художниками. Кто помнит великую Валентину Таранову и где её картины из тополиного пуха. Говорят, их бережно хранили в семье. Почему комитет по культуре не обратится к наследникам. О Тарановой писали «Комсомольская правда», «Труд», многие федеральные газеты. Её картины возили в Италию и другие страны. Везде пели гимны её таланту! А мы забыли. Как будто не было такого человека!».

Таранова, Джоконда, Камышин
Джоконда из тополиного пуха Валентины Тарановой

Как я прикоснулся к творчеству мастера

Так сложилась моя журналистская судьба, что я одним из последних видел коллекцию работ Валентины Андреевны Тарановой. Их мне представил муж — Юрий Григорьевич. Семья жила в обычном пятиэтажном панельном доме — где-то, по-моему, на улице Рижской (или рядом).

Я посетил Юрия Григорьевича уже после смерти его супруги. Он очень переживал по этому поводу... Рассказывал, как любимую увезла карета «скорой помощи». И как позже ему объяснили: сердце жены перестало биться на Бородинском мосту. А он был одним из руководителей стройки этого моста.

И неожиданно Юрий Григорьевич стал доставать картины... Он ставил работы прямо на полу — вдоль дивана, вдоль мебельной стенки... Это было какое-то мгновенное попадание в иной мир! Я увидел знаменитый цикл работ — великие имена России (портреты Есенина и других), замечательные пейзажи, копии всемирно известных картин... Исполненные в технике тополиного пуха!

Что писали газеты

А вот что писали о камышинской художнице газеты...

«Комсомольская правда»: «Однажды, много лет назад, случилось маленькое чудо, — рассказывает художница. — Сидела я в парке, в руках у меня была книга с шероховатой, бархатной поверхностью, а вокруг все летал тополиный пух. Кружил-кружил надо мной, да и опустился на мою книгу. Стряхиваю его, а он не слетает. И тут меня осенило: «А ведь так, пухом по бархату, можно картины рисовать!».

«Труд»: «Но вершиной своего творчества художница считает копию Джоконды Леонардо да Винчи. Она пыталась не просто воспроизвести облик Моны Лизы, но и придать ее взгляду ту самую неповторимую и почти неуловимую улыбку. Посетители выставки с удивлением отмечают, что камышинской художнице удалось невозможное — разгадать секрет великого мастера: откуда бы ты не смотрел на оригинал портрета, кажется, что Джоконда наблюдает именно за тобой. Так и с картиной Тарановой. Проверено на себе: "пуховая" красавица не сводит глаз с посетителей».

О Джоконде

Первой работой В.А. Тарановой стала куница. На животных она будто «набила руку». Потом были портреты. Став уже признанной мастерицей, она решила сделать цикл работ, посвятив  их великим людям: так появились портреты Гагарина, Пушкина и других.

По её воспоминанием, сделать копию Джоконды попросили туристы. И она решилась...

«Долго я мучилась с этой картиной, год над ней сидела, — рассказывала художница корреспондентам федеральных газет. — Здесь ведь работа идет ювелирная: разделяешь пух по тончайшим волокнам и пинцетом выкладываешь, волосок к волоску. Обычно он мягко так ложится, послушно, но здесь же... Чего мне стоило воспроизвести взгляд Джоконды — это не передать словами! Там ведь взгляд особенный: как бы ни перемещался, все кажется, что Джоконда на тебя смотрит… Как это у меня получилось, честно говоря, до сих пор сама понять не могу. Бог, наверное, помог за мое терпение, а, может, и сам да Винчи…».

Среди других картин Джоконда была представлена в Испании, Греции, Турции, Египте, Югославии и Италии. Мэр итальянского города Савоне замер у великого шедевра, а после назвал Валентину Андреевну «чародеем из волжского города Камышина». Он склонил голову и искренне произнес: «Виват, госпожа Таранова! Как соотечественник великого живописца со всей ответственностью заявляю: ваша копия поистине достойна оригинала Леонардо».

Пик популярности В.А. Тарановой пришелся на 2000-2005 годы. Прошло 15 с лишним лет, с тех пор её картин никто не видел...

Где сейчас работы мастера? Можно ли их отыскать и представить широкой публике — читатель ставит совершенно справедливые вопросы.