Несколько дней назад ИНФОКАМ опубликовал статью, посвященную творческому наследию местной художницы В.А. Тарановой (см. «Он ставил картины прямо на полу — вдоль дивана, вдоль мебельной стенки»). Точнее, наверное, сказать: утерянному наследию, потому что где сейчас находятся её работы, сказать нельзя.

Если оглянуться в историю, то при создании Камышинской художественной галереи, в 2003 году, ставилось несколько задач. Это не только выставочная деятельность, в том числе по демонстрации работ современников. Но и поиск творческого наследия художников прошлого.

Самый главный поиск был нацелен на подарок Камышину произведений художников Советского Союза второй половины XX века из фондов РСФСР. К сожалению, часть работ была утеряна: их выставляли в 1960-70-х годах в училищах, школах... Многое не каталогизировалось, вследствие чего ушло в небытие.

Но часть картин до сих пор можно увидеть в местной галерее. Это работы таких мастеров, как Дмитрий Налбандян, Вячеслав Пакулин, Петр Кривоногов, Борис Иорданский. И поиск не закончен.

Во-вторых, было решено отыскать работы местных художников, среди которых Яков Вебер (ученик Коровина, его этюды высоко оценивал Репин), Евгений Синилов и Николай Ерофеев. Остановимся на последнем...

 

В 2014 году Камышин отметил 100-летие местного художника Николая Ерофеева. Человек большой физической силы, гибкий и бесстрашный, он был известен всему городу уже в 30-х годах. Летом Николай выступал в парке, демонстрируя акробатические трюки на трапеции. «Летал по самым небом!» — ахали камышане. А однажды исполнил трюк, привязавшись к куполу Вознесенского собора. Православную святыню готовили к сносу, крестов уже не было…

В годы войны могучий телосложением акробат готовил горных стрелков-альпинистов для боевых действий в горах Кавказа. В 1945 году он возвратился в Камышин, где и прославился как художник.

Ерофеев был творчески «всеяден»: писал всё — пейзажи, натюрморты, портреты. Он создал серию портретов земляков: хлеборобы и животноводы разошлись по колхозам, текстильщики — на ХБК. Особое место — Герою Советского Союза А.П. Маресьеву. Как ни странно, при огромном количестве работ мастера до наших дней сохранилось совсем немного.

Картины Ерофеева для галереи собирали по всему городу — они были в администрации, колледжах... Нашли портрет Петра Великого — правда, престарелый Николай Ерофеев писал работу уже слепым, поэтому картина, скорее, является данью всесильному человеческому духу, чем искусству.

 

И вот на днях в коридоре Камышинского политехнического колледжа автора этих строк ожидало небольшое открытие — он украшен полотнами Николая Ерофеева. Стало быть, есть  еще место для поиска. И, пожалуй, пополнения фондов Камышинской художественной галереи.