Тема строительства памятного знака на островке, который озвучила администрация города и интернет-портал infokam.su в статье «Камышинский островок приобретет новый вид?», неожиданно переросла в дискуссию по восстановлению стелы, посвященной 300-летию Камышина. Так как, в основном, все вопросы и упреки были адресованы мне, то, видимо, и главному редактору пришло время воспользоваться рубрикой «Скажи об этом!».
Начну с «больного»: Критик требует написать имена камышан, которые высказались в поддержку демонтажа стелы… Я этого делать не буду. Не хватало еще, чтобы вы, скрывшись под «никами», полоскали имена уважаемых людей. Еще и, прикрывшись непонятной камышинской привычкой, восклицать: «Да, я его знаю! Кто он такой, чтобы…» Хотя в лицо не видели человека. Скажу так: это были «234», «236», «Прагматик», «Поляроид» и другие. Раз уж по теме стелы (казалось бы, далекой от политики и начальства, которое даст по голове!) вы боитесь назвать имя-фамилии, то о чем вообще можно разговаривать? Как вы с администрацией города по жизненно важным вопросам собираетесь общаться? Подметными письмами? Но они по закону не принимаются к рассмотрению.
Во-вторых, в 2008 году перед тем, как стелу решили демонтировать, прошло немало официальных мероприятий. Эта конструкция из трех пилонов была признана аварийной. Я выкладываю фото того периода. Смотрите на оторванные плитки, торчащее из чрева стелы доски. Я тогда опубликовал в «Диалоге» две статьи. Одна называлась «Нужен ли памятник городу?», вторая… Позабыл. Почему же никто из вас не шумел в то время: не писал, не требовал, не шел на собрания и к депутатам? Смотрите фото: собрание у стелы. Нет горожан, за исключением десятка жителей Набережной. В «Диалоге» не было гневных писем. Пожалуй, только одно. В городской Думе слушали этот вопрос, и только депутат Илья Волков высказался по поводу, что, дескать, «место памятное, там все свадьбы фотографируют». А ведь есть протоколы этих встреч, заседаний.
Цитирую хронику того времени, чтобы не быть голословным: «Спор вызвали доклады председателя комитета ЖКХ и КС В. П. Сердюкова и начальника управления архитектуры и градостроительства В. И. Кочкина «О состоянии стелы, расположенной возле здания Камышинского историко-краеведческого музея». Причем, разногласия вызвала не столько оценка ее состояния, сколько дальнейшая судьба этого памятного для камышан старшего и среднего поколений сооружения. Как известно, стела была возведена в 1968 году в честь 300-летия со дня основания г. Камышина. Каждый из пилонов конструкции имеет пустотелый каркас, выполненный из армированного бетона, с толщиной стенок по периметру 16 см. Как показала экспертиза, бетон представляет собой неоднородную структуру, как по плотности, так и по прочности. В отдельных местах он легко поддается расслоению.
Пилоны облицованы армированной в один ряд плиткой индивидуального изготовления на основе цементно-песчаного раствора с добавлением мраморной крошки толщиной в 5 см. Лицевая поверхность плиток обработана с низким качеством. А их монтаж в местах соприкосновения по периметру произведен без заполнения швов цементным раствором. Это обстоятельство и явилось одной из главных причин расслоения и появления многочисленных трещин в облицовочных плитах и их последующих разрушений, вызванных воздействием влаги при резких колебаниях температуры воздуха.
На сегодняшний день не менее 40 % облицовочных плит уже подверглись, а остальные продолжают подвергаться разрушению прогрессирующими темпами. Остановить этот процесс не представляется возможным. Более того, он усугубляется воздействием постоянных ветровых нагрузок, от которых пилоны, особенно самый высокий из них, колеблются по горизонтали, что может привести к внезапному обрушению сооружения.
Мало того, к настоящему времени ранее имевшиеся три художественно-тематических изображений и тексты полностью утрачены. Оставшееся художественно-декоративное, покрытое цветной глазурью панно также подверглось разрушению, что в целом привело к потере художественно-эстетического замысла всей композиции стелы. Проведенное 16 июня комиссионное обследование технического состояния стелы подтвердило её аварийность и небезопасность в случае непредвиденного обрушения.
Выступившие в прениях по данному вопросу депутаты Н. П. Майко, Н. Е. Малыгин, В. В. Соловьев, И. Л. Волков и другие к заключению о техническом состоянии стелы отнеслись с разной степенью доверия, но с выводом о необходимости ее демонтажа в связи с аварийным состоянием, в конечном счете, согласились. Примирило всех взвешенное выступление главы городского округа А. И. Чунакова. Он предложил предусмотреть в бюджетах последующих лет финансовые средства на воссоздание памятного для Камышина сооружения на новом месте. Причем привлечь к выбору места расположения обновленной стелы широкую общественность города».
Что теперь-то шуметь? Я стелу восстановить не обещал. Денег на это дело, конечно, ни копейки не дам. Ну, а что касается обвинений в «убогости», «вандализме» — это оставляю на вашей совести, уважаемые читатели infokam.su.
Постскриптум. Да, я за переименование улиц. Пусть все возвратится к корням: Советская — Царицынская, Октябрьская — Саратовская. Завидую астраханцам: там, говорят, глава взял и волевым решением возвратил улицам исторического центра их исторические имена. Учитывая дороговизну подобного шага, можно принять мудрое решение о так называемых двойных табличках: когда без официального переименования на табличках наносится старое и новое название улицы. Это придало бы историческому центру определенную привязку ко времени, истории, нравам и обычаям. Здание прокуратуры уже имеет двойную табличку. Смотрится, согласитесь, замечательно.