Тема строительства памятного знака на островке, который озвучила администрация города и интернет-портал infokam.su в статье «Камышинский островок приобретет новый вид?», неожиданно переросла в дискуссию по восстановлению стелы, посвященной 300-летию Камышина. Так как, в основном, все вопросы и упреки были адресованы мне, то, видимо, и главному редактору пришло время воспользоваться рубрикой «Скажи об этом!».

Начну с «больного»: Критик требует написать имена камышан, которые высказались в поддержку демонтажа стелы… Я этого делать не буду. Не хватало еще, чтобы вы, скрывшись под «никами», полоскали имена уважаемых людей. Еще и, прикрывшись непонятной камышинской привычкой, восклицать: «Да, я его знаю! Кто он такой, чтобы…» Хотя в лицо не видели человека. Скажу так: это были «234», «236», «Прагматик», «Поляроид» и другие. Раз уж по теме стелы (казалось бы, далекой от политики и начальства, которое даст по голове!) вы боитесь назвать имя-фамилии, то о чем вообще можно разговаривать? Как вы с администрацией города по жизненно важным вопросам собираетесь общаться? Подметными письмами? Но они по закону не принимаются к рассмотрению.

Во-вторых, в 2008 году перед тем, как стелу решили демонтировать, прошло немало официальных мероприятий. Эта конструкция из трех пилонов была признана аварийной. Я выкладываю фото того периода. Смотрите на оторванные плитки, торчащее из чрева стелы доски. Я тогда опубликовал в «Диалоге» две статьи. Одна называлась «Нужен ли памятник городу?», вторая… Позабыл. Почему же никто из вас не шумел в то время: не писал, не требовал, не шел на собрания и к депутатам? Смотрите фото: собрание у стелы. Нет горожан, за исключением десятка жителей Набережной. В «Диалоге» не было гневных писем. Пожалуй, только одно. В городской Думе слушали этот вопрос, и только депутат Илья Волков высказался по поводу, что, дескать, «место памятное, там все свадьбы фотографируют». А ведь есть протоколы этих встреч, заседаний.

Цитирую хронику того времени, чтобы не быть голословным: «Спор вызвали доклады председателя комитета ЖКХ и КС В. П. Сердюкова и начальника управления архитектуры и градостроительства В. И. Кочкина «О состоянии стелы, расположенной возле здания Камышинского историко-краеведческого музея». Причем, разногласия вызвала не столько оценка ее состояния, сколько дальнейшая судьба этого памятного для камышан старшего и среднего поколений сооружения. Как известно, стела была возведена в 1968 году в честь 300-летия со дня основания г. Камышина. Каждый из пилонов конструкции имеет пустотелый каркас, выпол­ненный из армированного бетона, с толщиной стенок по периметру 16 см. Как показала экспертиза, бе­тон представляет собой неоднородную структуру, как по плотности, так и по прочности. В отдель­ных местах он легко поддается расслоению. 
   Пилоны облицованы армированной в один ряд плиткой индивидуаль­ного изготовления на основе цементно-песчаного раствора с добавлением мраморной крошки толщиной в 5 см. Лицевая поверхность плиток обрабо­тана с низким качеством. А их монтаж в местах соприкосновения по периметру произведен без заполнения швов цементным раствором. Это обстоятельство и явилось одной из главных причин расслоения и появления многочисленных трещин в облицовочных плитах и их последующих разрушений, вызванных воздействием влаги при резких колебаниях температуры воздуха.
   На сегодняшний день не менее 40 % облицовочных плит уже подверг­лись, а остальные продолжают подвергаться разрушению прогрессирую­щими темпами. Остановить этот процесс не представляется возможным. Более того, он усугубляется воздействием постоянных ветро­вых нагрузок, от которых пилоны, особенно самый высокий из них, колеблются по горизонтали, что может привести к внезапному обрушению сооружения.
   Мало того, к настоящему времени ранее имевшиеся три художественно-тематических изображений и тексты полностью утрачены. Остав­шееся художественно-декоративное, покрытое цветной глазурью панно также подверглось разрушению, что в целом привело к потере художест­венно-эстетического замысла всей композиции стелы. Проведенное 16 июня комиссионное обследование технического состояния стелы подтвердило её аварийность и небезопасность в слу­чае непредвиденного обрушения.
   Выступившие в прениях по данному вопросу депутаты Н. П. Майко, Н. Е. Малыгин, В. В. Соловьев, И. Л. Волков и другие к заключению о техническом состоянии стелы отнеслись с разной степенью доверия, но с выводом о необходимости ее демонтажа в связи с аварийным состоянием, в конечном счете, согласились. Примирило всех взвешенное выступление главы городского округа А. И. Чунакова. Он предложил предусмотреть в бюджетах последующих лет финансовые средства на воссоздание памятного для Камышина сооружения на новом месте. Причем привлечь к выбору места расположения обновленной стелы широкую общественность города».

Что теперь-то шуметь? Я стелу восстановить не обещал. Денег на это дело, конечно, ни копейки не дам. Ну, а что касается обвинений в «убогости», «вандализме» — это оставляю на вашей совести, уважаемые читатели infokam.su.

Постскриптум. Да, я за переименование улиц. Пусть все возвратится к корням: Советская — Царицынская, Октябрьская — Саратовская. Завидую астраханцам: там, говорят, глава взял и волевым решением возвратил улицам исторического центра их исторические имена. Учитывая дороговизну подобного шага, можно принять мудрое решение о так называемых двойных табличках: когда без официального переименования на табличках наносится старое и новое название улицы. Это придало бы историческому центру определенную привязку ко времени, истории, нравам и обычаям. Здание прокуратуры уже имеет двойную табличку. Смотрится, согласитесь, замечательно.