Владимир ПутинПолитика: анализ текущих событий

Выступая на бизнес-форуме «Деловой России» (он состоялся 26 мая и назывался «Несырьевая модель социального государства»), Владимир Путин сделал ряд заявлений, которые эксперты тут же назвали его программой на президентских выборах 2012 года.

Если не иметь в виду 2012 год (с его объявленным концом света или выборами главного начальника России — как кому сподручнее), сказанное Путиным действительно впечатляет. Например, он заявил: «Мы ставим перед собой амбициозную цель — уже через 10 лет Россия должна войти в пятёрку крупнейших экономик мира, а ВВП на душу населения должно подняться с сегодняшних 19 тыс. долларов с небольшим к отметке 35 и чуть выше на человека. При этом стандарты жизни наших граждан, качество образования, здравоохранения должны быть сопоставимы с уровнем ведущих мировых экономик».

Чтобы этого добиться, нельзя, по мнению премьер-министра, «строить дальнейшее стратегическое развитие только на нескольких экспортно-ориентированных отраслях». «Сырьевая экономика не только ставит нас на низшие позиции в мировом разделении труда, главное — она не даёт нам выйти на новую ступень в развитии человеческого капитала, добиться стандартов XXI века. А мы с вами понимаем, что люди не будут мириться с таким положением вещей. Просто в современном мире не будут мириться с этим», — подчеркнул Владимир Путин.

Чтобы добиться удвоения ВВП за десять лет, надо, по мнению премьер-министра, поднять производительность труда за эти же годы в два раза. Кроме того, Путин ставит еще одну задачу: «В ближайшие 10–15 лет создать до 25 млн. современных, качественных рабочих мест. Вокруг решения этой задачи мы должны объединить усилия государства, бизнеса, регионов, всего общества, потому что этот проект — в интересах каждого, в интересах всей России. И это будет зримым воплощением человеческого измерения новой индустриализации страны».

Завтра, как известно, начинается сегодня. Поэтому, обозначив перспективы развития отечественной экономики, Владимир Путин не мог не сказать и о сегодняшних проблемах, без преодоления которых планы на две пятилетки вперед могут и не состояться. При этом глава правительства РФ в очередной раз подтвердил, что он не сторонник резких мер и скачков: «Решать это нужно спокойно, цивилизованно. Нужно создавать такие условия, которые и бизнес бы оградили от чрезмерной опеки со стороны различных органов власти и управления, но и порядок бы сохраняли, особенно в тех сферах и областях, которые напрямую связаны с обслуживанием населения».

Не стал конкретизировать Путин и параметры снижения социальных налогов, хотя именно в этом вопросе участники форума наверняка ждали от премьера вполне определенных цифр — буквально накануне по стране прошли массовые протестные акции предпринимателей с требованием значительно снизить страховые отчисления в социальные фонды. «Мы сейчас активно работаем над тем, как снизить социальные налоги. Непростая задача, она связана с известной шкалой отчислений, с формированием пенсионных прав, но исхожу из того, что мы должны это сделать», — отметил председатель правительства. Правда, подчеркнув, что пока не готов говорить об окончательных параметрах снижения ставок страховых взносов: «Мы все исходим из того, что сделать это нужно, но нужно просчитать, здесь нельзя допустить никаких ошибок».

Большинство политологов, комментируя сказанное Путиным о перспективах развития российской экономики (а цели поставлены амбициозные), не преминули напомнить: почти те же задачи Владимир Владимирович ставил едва ли не в первый год своего первого президентского срока. Именно это «совпадение» некоторые аналитики поспешили экстраполировать на проблему президентских выборов-2012, посчитав сказанное Путиным как его заявку на участие в них. На наш же взгляд, куда важнее говорить о другом.

В последнее время в своих больших выступлениях Владимир Путин предпочитает говорить в основном о перспективах и положительных достижениях. При этом не касается по большому счету серьезных проблем, которые со всей очевидностью выдвигаются обществом во главу повестки дня дальнейшего развития России.

Среди этих проблем, например, — коррупция (в своем отчете перед Госдумой РФ Путин упомянул это слово не более пары- тройки раз). Это и всесилие и засилье бюрократического аппарата (призывы к чиновникам «учитывать интересы», «решать», «обратить внимание» погоды явно не делают). Практически ничего В.В.П. не говорит и о развитии демократии (Общероссийский народный фронт не в счет), он вообще старается не связывать экономику с политикой в широком ее смысле.

Даже очевидные провалы работы отдельных министерств и федеральных ведомств Владимир Путин предпочитает как-то снисходительно нивелировать. При том, что общество фактически уже требует отставок наиболее одиозных министров (тех же Фурсенко и Голиковой). Ситуация здесь вообще получается какая-то, мягко говоря, странная, если вспомнить недавнюю пресс-конференцию Дмитрия Медведева и его ответ на вопрос — не пора ли отправить в отставку кого-то из правительства? Ответ президента РФ оказался настолько невнятным и расплывчатым (мол, можно, но не нужно — это ведь единая команда и т. п.), что многие эксперты-политологи тут же сделали вывод — в правящем тандеме у Медведева роль ретранслятора воли Путина, и не более того…

Вряд ли Владимир Путин не понимает, каких решений по самым острым вопросам ждет от него общество. И, возможно, избранная им формула оценки конкретных ситуаций — «Да, проблемы есть, но мы их решаем и будем решать» — не более чем временная тактика. Вероятно, он не считает правильным именно сейчас, когда только начинается предвыборная борьба за Госдуму РФ, «подстраиваться» под требования общественности — тем самым как бы идя на поводу у оппозиционных партий.

Путин явно старается показывать себя как волевого, уверенного в своей правоте лидера нации, способного дать ей стабильное развитие. Потому-то он и делает пока основной акцент на успехах, наводя от них мостик к перспективам ближайших лет — люди должны почувствовать уверенность в завтрашнем дне. Для этого есть и «пряник» в виде социальных подарков (повышение зарплат бюджетникам, пенсий и т. д. — что, собственно, уже и делается). А отставки министров, скорее всего, обязательно будут. Но в разгар осени, ближе к выборам в Госдуму, и сделаны так, чтобы все поняли — это исключительно решение Путина и только его.

Все эти рассуждения, конечно, не претендуют на истину в последней инстанции. Подлинные устремления Владимира Путина, может, ведомы считанному кругу особо доверенных лиц, да и то не до конца. Но с точки зрения политических технологий наша версия имеет право на существование.

Реальные перспективы будущего России определят декабрьские выборы в Госдуму РФ и президентские выборы 2012 года. Но, на наш взгляд, это будущее может оказаться явью только в том случае, если после марта 2012 года президент, правительство и парламент России озаботятся решением главнейшей задачи — реформированием государственного аппарата управления.

Модернизация экономики (неважно — «по Медведеву» или «по Путину») может состояться только при наличии эффективной системы госуправления. Именно потому главные наши реформы и буксуют, что российское государство неэффективно. Говоря просто, бюрократический класс должен перестать быть в России правящим. Иначе мы обречены жить по формуле, выведенной когда-то Виктором Степановичем Черномырдиным: «Хотели как лучше, а получилось как всегда…».