Каждый раз, бывая в различных магазинах, замечаешь одну и ту же картину: в одном отделе стоит очередь из 5–6 человек, а в другом — лишь откровенно скучающий продавец-консультант. Если провести небольшой эксперимент, то выяснится, что большинство из нас примкнет именно к очереди. Почему-то в сознании людей сложился стереотип «где больше толпа, там и товар лучше».

Постоянным посетителям социальных сетей знаком следующий статус: «Меня одного интересует, куда в 7 утра едут все бабки города?» Прочитав эту фразу, невольно задумаешься, действительно, куда так спешат с утра пораньше пожилые люди, как правило, находящиеся на заслуженном отдыхе и не жалующиеся на цейтнот. Особенно остро этот вопрос возникает в тягостные минуты ожидания маршрутки в огромной очереди, образующейся по утрам (спасибо закону подлости, который, как известно, никто не отменял), когда опаздываешь на работу.

Слушая воспоминания людей старшего поколения о жизни в Советском Союзе и пересматривая советские фильмы, понимаешь, что простаивание в огромных очередях — укоренившаяся привычка, которую уже «не вырубишь топором». Современным молодым людям нет необходимости занимать очередь в 5 часов утра, чтобы купить необходимую вещь, хотя еще лет тридцать назад даже пресловутые джинсы были недосягаемой мечтой для «простой» советской молодежи. Сейчас магазины и рынки завалены джинсами на любой вкус: синие и черные, с рисунком и стразами, потертые и рваные… Судя по рассказам о «том» времени, очереди были практически везде.

«За картошкой стояли по 2–3 часа, подходишь, а она мелкая и гнилая. Если начнешь выбирать, то такого наслушаешься от продавца и всей очереди… Приходилось брать бракованные пакеты с молоком и аккуратно нести в руках, чтобы по дороге не вылилось. С туалетной бумагой, болтающейся на шее, ехали через весь город. Никто не удивлялся, а только спрашивали, где взял…» — подобные откровения кажутся нынешней молодежи чем-то из области фантастики. При этом утверждения про дефицит и пустые полки в магазинах — отнюдь не истина в последней инстанции.

Многие люди, вспоминая советские времена, говорят о том, что огромных очередей и проблем с продуктами не было, просто «кто-то сразу бежал деньги на книжку класть или скупал хрусталь, ковры и сервизы». Невольно веришь этим словам, когда открываешь старые фотоальбомы и любуешься семейной фотографией на фоне ковра. Наверное, у каждого есть фотография на таком фоне, причем самое смешное — ковры у всех одинаковые… Привычка закупать продукты впрок и забивать подвал соленьями и овощами на зиму никуда не делась. На эту тему есть советский анекдот: «Мужик встал ночью по нужде, а лампочка в коридоре перегорела. Идет он, споткнулся о мешок сахара, идет дальше, споткнулся о мешок муки, на голову коробка мыла упала, а он и говорит: «Эх, да когда же эта нищета-то кончится!» Вспомните летний взлет цен на гречку и последующую «атаку» на магазины с целью «захвата» этого продукта.

Примечателен тот факт, что до повышения цен эта крупа особым спросом не пользовалась и спокойно себе лежала на полках магазинов рядом с рисом, пшеном и макаронами. Но как только местные СМИ известили о том, что «из-за неблагоприятных погодных условий урожай гречки в Волгоградской области в 2010 году практически нулевой» все неожиданно вспомнили о своей любви к гречневой каше, а также к котлетам и супам из гречневой крупы. И что в итоге? Опять очереди. Вроде и прошли времена «дефицита и пустых полок в магазинах» (знающие меня поправят, если это не так), а очереди и оскорбления в них остались. Посчитайте на досуге, сколько времени вы теряете в различных очередях: в больнице и магазине, на рынке и в банке, в столовой и на почте, а вспомните пробки на Бородинском мосту по утрам и в обеденный перерыв… Практически каждому из нас приходилось ругаться с продавцами продуктовых магазинов из-за неработающих касс, на входе в которые висит объявление следующего содержания: «за оставленные в камере хранения вещи покупателей администрация ответственности не несет». Как известно, «лето — это маленькая жизнь», но, учитывая вышесказанное, слово «лето» можно с легкостью заменить на «очередь».

Кто же виноват в образовании столпотворения на кассе? Нерасторопный продавец, рассеянный покупатель или администрация магазина? Вряд ли кто-то может дать универсальный ответ на данный вопрос. Иногда создается ощущение, что это уже «народная забава». С одной стороны, в очереди есть возможность познакомиться и пообщаться с другими людьми, обсудить последние новости, поругать власть. С другой стороны, можно «нарваться» на конфликт или ввязаться в драку. Очередь — явление необъяснимое и непредсказуемое… Как вы считаете, кто виноват в образовании многочисленных очередей, а самое главное — как это искоренить?