Солнечное утро в Камышине. Приподнятое настроение в предвкушении интересного рабочего дня. Маршрутка. Слегка «помятый» мужчина напротив. «Эй, браток, чё стоишь? Поехали!» — раздается из его уст. «Браток» послушно трогается с места и включает соответствующую музыку. Настроение остальных попутчиков стремительно падает. На следующей остановке в маршрутку заходит миловидная женщина, случайно (смею предположить) задевающая по плечу молодого паренька своей сумкой. Парень хмурится и отворачивается к окну «наслаждаться красотами ослепительного города». Едем дальше. Пассажир, выходящий на очередной остановке, наступает тому же пареньку на ногу. Судя по его лицу, ощущения не из приятных. Самое интересное заключается в том, что никто даже не подумал перед ним извиниться. Парень, сегодня явно не твой день! Проблема культурного регресса с каждым годом становится все более заметной во всем мире. Сегодня можно по пальцам пересчитать людей, обладающих грамотной речью и хорошими манерами. Современное общество диктует свои условия: многое зависит от знания этикета и умения расположить к себе собеседника. Этикет — определенные правила поведения, принятые в обществе. Человеческое отношение к другому индивиду независимо от его национальности, уровня дохода, социального положения — свидетельство хорошего воспитания.

Этикет в общественных местах

Приходилось ли Вам становиться невольным слушателем чужих разговоров или резких фраз о других людях в магазине? Или терять время из-за капризного или крайне нерешительного покупателя, стоящего перед Вами в очереди? Возможно, таких ситуаций стало бы меньше, если бы мы иногда перечитывали книги о правилах поведения в общественных местах, авторы которых советуют следующее:

1) в дверях любого здания сначала пропускают тех, кто из него выходит;

2) в общественных местах не принято появляться в домашней или неопрятной одежде;

3) подходя к кассе, нужно иметь наготове необходимую сумму денег, а не искать ее в последний момент;

4) в случае причинения неудобства другому человеку необходимо извиниться;

5) не стоит пристально смотреть на окружающих или показывать на них пальцем;

6) бросать фантики и другой мусор на пол неприлично.

Это далеко не полный перечень правил поведения в общественных местах, но, как показывает практика, даже эти нормы выполняются не всеми. Конечно, идеальных людей нет, но элементарное уважение к другим людям могло бы существенно изменить нашу жизнь в лучшую сторону.

Этикет в общественном транспорте

Этикет в общественном транспорте — отдельная история. Как правило, утром люди спешат на работу, поэтому взаимных оскорблений и упреков хватает, а если подобная участь все же миновала, так непременно ожидает встреча с «местом для удара головой». Вежливость и учтивость после тяжелого рабочего дня — явление еще более редкое. Если обратиться к общепризнанным правилам поведения в транспорте, то можно узнать следующее:

1) мужчина уступает место женщине с маленьким ребенком, беременной женщине, старику или инвалиду;

2) не наступайте людям на ноги;

3) не опирайтесь на человека, стоящего рядом;

4) не подталкивайте попутчика в спину;

5) не разглядывайте других людей, а тем более не обсуждайте их внешность с собеседником.

Вроде бы все просто и понятно, а что на деле? Вежливость и внимание к попутчикам подчас требует значительных усилий. Жара, усталость и огромные сумки — все это не способствует идиллии в общественном транспорте. Вспомните ситуации на остановках после массовых «народных гуляний» на Набережной, в Городском парке им. Комсомольцев-добровольцев или на улице Ленина. «Слегка захмелевшие» сограждане вдруг вспоминают, что пора домой, а вот места в маршрутке на всех не хватает, поэтому в ход идут локти или крепкое словцо, тут уже не до приличий. Справедливости ради надо сказать, что бывают случаи, когда в транспорте уступают место и благодарят друг друга, но подобное поведение, к сожалению, большая редкость.

Этикет в сети Интернет

Благодаря «всемирной паутине» у каждого из нас появилась прекрасная возможность общаться с людьми различных национальностей, взглядов и убеждений; пользоваться необходимой информацией, не теряя времени в библиотеках и книжных магазинах; ежедневно узнавать что-то новое и полезное. Казалось бы, какие еще правила нужны в Сети? Интернет — пространство для выражения своих идей и мыслей под вымышленным именем. Один рассказывает о своих переживаниях и просит совета, а другой может просто издеваться и писать гадости чужим людям, тем самым освобождаясь от негатива, полученного в течение дня. Социальные сети и всевозможные форумы обладают свойством «затягивать», отвлекая от повседневных дел и погружая в виртуальный мир. Конечно, здесь проще: поставил «смайлик» и избежал необходимости слушать, кивать и реагировать на реплики собеседника. К тому же социальные сети исполняют роль «бесплатного секретаря»: сообщают о предстоящих праздниках, мировых новостях и интересных новинках. «Словечки», используемые в Сети, многих могут довести до белого каления: «LOL» (laughing out loud — громко смеяться), «IMHO» (in my humble opinion — по моему скромному мнению), «IR» (in real life — в реальной жизни) и др. Кто это придумал и зачем? Наверное, это «ответ интернет-поколения» таким сокращениям, как: ТОС, СЭС, ПГС, ГЭС и прочим «шифровкам». Одно из правил «всемирной паутины» напоминает о том, что «Ваш собеседник — реальный человек». Все сообщения, «путешествующие» в Сети, фиксируются и могут впоследствии сыграть с Вами злую шутку.

Почему-то в последнее время слово «здравствуйте» или «спасибо», сказанное водителю, продавцу или прохожему на улице, нередко вызывает недоумение и «косые взгляды». Такое ощущение, что в один миг стало неудобно лишний раз поздороваться или поблагодарить другого человека. Что послужило этому причиной? Современный ритм жизни или «ограниченность собственным миром» нынешнего поколения, погрузившегося в мир музыки из mp3-плеера? По мнению английского государственного деятеля и писателя Ф. Честерфилда: «Лучшая защита от дурных манер — хорошее воспитание».