Д. МедведевПолитика: анализ текущих событий

В минувший четверг, 23 июня, Дмитрий Медведев побывал в РИА «Новости», которое отмечает 70-летие, а также встретился с коллективом газеты «Московские новости», выходящей теперь под эгидой агентства. На этой встрече президент РФ заявил, что может возглавить партию или создать новую.

Журналисты во время встречи с Медведевым в частности поинтересовались — может ли он в будущем возглавить партию «Правое дело». Президент РФ ответил на этот вопрос без привязки к конкретной партии: «Я считаю, что президент способен возглавить любую партию, просто в силу опыта, который он приобретает. Президент — опытный политик, который руководит большими процессами». И добавил: «Я для себя этого не только не исключаю, а полагаю, что рано или поздно это произойдет».

«Какая это будет партия, позвольте мне на этот вопрос не отвечать», — сказал Медведев, не исключив при этом, что может возглавить как существующую партию, так и партию, созданную им самим.

Продолжая тему партийного строительства, Дмитрий Анатольевич отметил, что лет через десять большинство российских партий проведут ребрендинг: «Мы не Великобритания, чтобы тори и виги существовали там несколько веков. Да и жизнь другая», — пояснил он.

Ничего особо сенсационного в заявлениях Медведева нет. Более того, они, по сути, продиктованы российской политической действительностью, которая — вот уж точно — далека от великобританской. А действительность эта такова, что Дмитрию Медведеву необходимо определяться со своим ближайшим будущим, причем лимит времени на этот выбор походит к концу.

На недавно состоявшемся Петербургском экономическом форуме действующий президент РФ представил не просто дежурное видение перспектив развития России, а «дорожную карту» преобразований в экономике и политике, без которых это развитие невозможно.
«Нам по силам качественно изменить ситуацию за ближайшие несколько лет, — сказал Медведев. — Для этого наши основные действия будут сосредоточены на следующих задачах: на кардинальном улучшении инвестиционного и предпринимательского климата с целью создания высокопроизводительных рабочих мест во всех регионах страны; на качественном прогрессе в борьбе с коррупцией; создании современной полиции и других правоохранительных структур; на повышении эффективности судебной системы; наконец, на модернизации самого государственного управления, внедрении в него современных проектных подходов и на децентрализации полномочий».

И еще одна выдержка из выступления Медведева на Петербургском экономическом форуме: «Мой выбор — это серьёзное обновление не только устаревших элементов экономики, но и всех общественных институтов. Здесь необходимы не только точечные изменения, но и системные решения. Нам не стоит затягивать прощание со многими вредными привычками, нам неправильно ориентироваться лишь на спокойный и размеренный рост, это ошибка. За пресловутой стабильностью может скрываться очередной застой, поэтому нужно быстрее и решительнее менять всё, что мешает прорывному развитию».
В этой цитате (как, впрочем, и в других фрагментах речи Медведева) нетрудно разглядеть полемические камешки в «огород» Путина. Кстати, во время недавнего визита В.В.П. в Париж журналисты спросили премьер-министра РФ — мог бы он произнести такую же «радикально-либеральную речь», как Медведев в Санкт-Петербурге. И получили ответ: «Если вы посмотрите мои выступления, в недавнем прошлом либо даже в отдаленном, несколько лет назад, — все эти тезисы сформулированы… Это наша общая с президентом Медведевым программа, здесь нет никаких отличных позиций».

Но «общая позиция» касается стратегии, а очевидные разногласия кроются в тактике. Именно тактические разночтения, на наш взгляд, и определяют природу главной сегодняшней интриги — кто из правящего тандема пойдет на президентские выборы. «Мы друзья — соберемся и порешаем» — по этой формуле, выведенной некогда дуумвирами, проблему «2012» уже не решить. А это значит, что тандем исчерпывает себя. И это не личная проблема Путина и Медведева, это вызревший конфликт сформировавшихся вокруг них двух центров реальной власти, которые эту самую власть терять не хотят.

На этом фоне как раз и понятно желание Медведева (а скорее — «команды Медведева») обзавестись собственной партией. У Путина и его команды такой проблемы нет — есть «Единая Россия», а теперь еще и Народный фронт. И если «ЕдРо» вкупе с ОНФ в декабре получит в Госдуме РФ конституционное большинство, то устремления «команды Медведева» провести модернизацию России по своему сценарию можно похоронить.

Так что появление Дмитрия Медведева во главе политической партии, уверены, дело решенное. Причем, это должно произойти не «рано или поздно», а только «рано», что называется, здесь и сейчас. Эта партия должна идти на декабрьские выборы в Госдуму РФ и стать парламентской.

Конечно, можно создать для этого новую партию, если уж не с чистого листа, то хотя бы слиянием нескольких существующих партий. Для этого варианта подойдет обновляемое «Правое дело». Но проще, конечно, «заточить» под Медведева уже имеющуюся «раскрученную» партию. А самый логичный вариант для этого — «Справедливая Россия». Возможно, эпопея с «понижением» Сергея Миронова как раз и есть своего рода «предпродажная подготовка» «СР» именно в расчет на лидерство Медведева.

Как бы то ни было, но надо признать: только «партия Медведева» сегодня могла бы стать альтернативой «Единой России», ее политическому монополизму. Другие варианты нежизнеспособны.