Уличные бои в Сталинграде фактически начались уже в конце августа 1942 года. Они отличались ожесточенным и кровопролитным характером. Часто бои за городские кварталы, улицы и отдельные строения имели не просто тактическое значение, а оперативно-тактическое.

Стратегические высоты

В исторической литературе, посвященной сражениям за Сталинград, особенно подробно описывают бои за Мамаев курган. При всей важности высоты-102 в Сталинградской битве нельзя недооценивать, умалять, а тем более оставлять в тени и другие узлы противоборства сражавшихся сторон, необъяснимо причудливое переплетение которых и составляет целостную картину общей панорамы Сталинградского сражения. Наряду с Мамаевым курганом важнейшими из них являлись: Орловский выступ (район Спартановки), паромная переправа, Дом Павлова, железнодорожный вокзал станции Сталинград-1, гвоздильный завод, элеватор, Гергардова мельница, редут генерала В. Жолудева, Лысая гора, «остров Людникова» и другие. Сражения за эти объекты отмечены массовым героизмом, стойкостью и самопожертвованием защитников Сталинграда. Степень ожесточенности боев за них в значительной степени обуславливались их ключевым положением в различных районах города, возможностью контролировать важнейшие участки города и оперировать боевыми подразделениями.

К примеру, небольшая возвышенность, на которой стояло здание железнодорожного вокзала станции Сталинград-1, занимала господствующее положение над центром города. Овладение зданием вокзала давало возможность контролировать всю центральную часть города вплоть до берега Волги, вести прицельный огонь по окрестной территории и даже обстреливать левый берег Волги.

Поход на Сталинград

Сентябрьские бои 1942-го явились тяжелейшим испытанием для защитников Сталинграда. Подразделения и части 6-й армии вермахта овладели пригородами и вышли на окраины города. Командующий армией генерал-полковник Ф. Паулюс намеревался захватить Сталинград одновременным нанесением двух ударов: в направлении вокзала и Мамаева кургана. Захватить через вокзал центр города, выйти к Волге и с Мамаева кургана парализовать весь город — такова была конечная цель этой операции.

14 сентября 1942 года 6-я армия вермахта начала наступление на Сталинград. Враг бросил на город семь мотомеханизированных дивизий и 500 танков. Наступавшие части поддерживали массированные воздушные атаки люфтваффе. Сложность положения защитников Сталинграда в эти дни заключалась в том, что подразделения 62-й и 64-й армий еще не закончили переформирование после боев в излучине Дона, не могли еще полностью развернуться и занять оборонительные позиции. Город обороняли только части 10-й дивизии НКВД, понесшие большие потери, отдельные подразделения строительных и железнодорожных войск, а также части истребительных батальонов и народного ополчения. В силу этого день 14 сентября был самым тяжелым и критическим в обороне Сталинграда. Серьезность складывавшейся обстановки понимали командование фронтов Сталинградского направления и Ставка Верховного главнокомандования в Москве. В срочном порядке принимались необходимые меры по организации эффективного отпора врагу.

Перелом наступил благодаря 13-й гвардейской стрелковой дивизии генерал-майора Родимцева, которая была переброшена за две ночи — 15 и 16 сентября — с левого берега Волги. Большую роль в незамедлительном отпоре врага сыграли боевые действия войск Донского фронта под командованием Рокоссовского, развернувших боевые действия против немцев на внешнем обводе обороны Сталинграда.

14 сентября со стороны Гумрака в центр города рвались части 51-го армейского корпуса 6-й армии, непосредственно на вокзал наступала 76-я дивизия. В бой было брошено около 200 танков. Это должен был быть решающий удар: за вокзалом была главная городская площадь имени Павших Борцов (на немецких картах она именовалась Красной площадью). Командующий 51-м армейским корпусом генерал-лейтенант Вальтер фон Зейдлиц-Курцбах связывал захват вокзала с овладением центра города, после чего, как казалось ему, русские должны прекратить всякое сопротивление. Предвкушая скорую победу, генерал готовился дать телеграмму Гитлеру в Винницу, где в то время находилась ставка фюрера, предельно лаконичного содержания: «Сталинград взят». К вечеру 14 сентября немцы взяли вокзал.

Героический вокзал

Однако в ночь на 15 сентября на сталинградский берег Волги одним из первых высадился 46-й стрелковый полк 13-й гвардейской дивизии. Главная задача, которая была поставлена перед первым батальоном полка, — выйти в центр и любой ценой к утру отбить у врага вокзал.

В кромешной темноте батальон З. П. Червякова шаг за шагом пробивался к центру города. Миновали несколько улиц. На занимавшемся рассвете подошли к универмагу, через улицу Гоголя уже видны были силуэты скульптур фонтана на Привокзальной площади, где бой вспыхнул с небывалым ожесточением. В сражении получил серьезное ранение комбат Червяков, командование батальоном взял на себя старший лейтенант Ф. Г. Федосеев.

15 сентября комбат в боевом донесении командиру полка сообщил: «Утром заняли вокзал. Противник предпринимает ожесточенные атаки с целью отбить здание вокзала, не считаясь с потерями. Немцы идут в атаку пьяные. Вокзал продолжаю удерживать. Большие потери. Прошу эвакуировать раненых, поддерживать танками и огнем артиллерии».

Враг прилагал все силы к тому, чтобы окружить здание вокзала. К исходу 17 сентября противнику удалось окружить бесстрашный гарнизон. С 17 по 27 сентября батальон под командованием Федосеева отбивал атаки противника, находясь под непрерывным артиллерийским огнем и ожесточенной бомбежкой с воздуха. Ежедневно батальон выдерживал по 8—12 танковых и пехотных атак. Не раз бойцы и командиры батальона вступали в рукопашные бои с немцами. Всего за время сражения вокзал переходил из рук в руки 15 раз.

25 сентября всякая связь с батальоном Федосеева прекратилась. К концу первой недели сражения за вокзал все оставшиеся в живых были собраны в полуразрушенном здании вокзала, к тому моменту остались лишь 9 защитников станции. К 25 сентября у вокзала было сосредоточено до двух батальонов вермахта и несколько танков. Немецкие автоматчики занимали все развалины вокруг вокзала, а стоявшие на площади танки методично его обстреливали...

Бесстрашный гарнизон, защищавший вокзал, шагнул в вечность!

Бои за элеватор

Сталинградский элеватор контролировал развязку пути окружной железной дороги в южном направлении на Бекетовку, Сарепту и Красноармейск. Господствующее высотное здание элеватора позволяло держать под наблюдением близлежащие окрестности, включая переправу на остров Голодный.

14 сентября 1942 года 24-я танковая дивизия, входящая в 6-ю армию Паулюса, атаковала часть города, расположенную южнее реки Царица, захватив железнодорожный вокзал станции Сталинград-2 и прилегающие к нему городские кварталы. Быстрое продвижение танкового корпуса генерал-полковника Гота отрезало огромное зернохранилище от основных частей.

Защищали эту естественную крепость части 35-й гвардейской стрелковой дивизии полковника Дубянского. Ночью 17 сентября к ним смог пробиться взвод морской пехоты, который располагал двумя станковыми пулеметами и двумя противотанковыми ружьями.

19 сентября противник окружил элеватор со всех сторон и неоднократно штурмовал его. Атакующие подразделения вермахта в 15—20 раз превосходили силы защитников элеватора. Несмотря на это, моряки отбили семь атак гитлеровцев, не дав им ворваться внутрь зернохранилища. Немцы попытались склонить воинов Красной армии к капитуляции. Ответом на это предложение стал яростный огонь оборонявшихся.

Германская артиллерия принялась крушить бетонное сооружение, готовя плацдарм для наступления 94-й пехотной дивизии. Условия, в которых сражались защитники элеватора, были на пределе всех человеческих сил. Зерно в хранилище выгорело. Бойцы задыхались от гари и пыли. У осажденных закончилась вода. Немецкие источники утверждают, что советские моряки охлаждали стволы пулеметов и противотанковых ружей собственной мочой. К вечеру 20 сентября у защитников элеватора кончились боеприпасы. Но борьба продолжалась. Моряки дрались с противником врукопашную.

22 сентября немцы пошли на последний приступ элеватора. Ворвавшийся в здание противник ничего не мог видеть из-за пыли и гари. Стрельба велась только на голоса. Ночью чудом выжившим морякам и красноармейцам удалось вырваться из окружения и скрыться от противника. Когда стихия кровопролитной схватки постепенно улеглась, перед немцами, захватившими элеватор, открылась леденящая душу картина гибели его героических защитников. В руинах бетонного здания лежали тела погибших советских бойцов, обожженные или разорванные на куски, задохнувшихся от гари и дыма, но несломленных и непокоренных врагом.

Элеватор был захвачен немцами, но вряд ли этот бой прибавил им славы. Тем не менее генерал-полковник Паулюс, грезя о покорении города, одним из символов невиданного военного противоборства планировал учредить для немецких участников боев специальный шеврон с изображением Сталинградского элеватора.

Сентябрьские бои 1942 года за железнодорожный вокзал станции Сталинград-1 и элеватор вместе с защитой Мамаева кургана не позволили противнику захватить город. Они дали возможность частям Красной армии занять необходимые рубежи обороны, позволившие сдержать последующий натиск войск вермахта на Сталинград. Все это оказалось возможным только благодаря невиданной стойкости, мужеству и героизму бойцов и командиров Красной армии.