Как часто, говоря о большой и неразлучной любви, мы приводим в пример Тристана и Изольду, Ромео и Джульетту, Антония и Клеопатру. И почти не вспоминаем о жемчужине древней русской литературы «Повести о Петре и Февронии». Сегодня, 8 июля, Россия празднует День семьи, любви и верности. А ведь мало кто знает, что Петр и Феврония — православные покровители семьи и брака, чей брак считается образцом христианского супружества. Инициатива проведения «всероссийского дня семьи, любви и верности» принадлежит жителям города Мурома, где обрели свой покой тела святых супругов Петра и Февронии. Идея была поддержана депутатами Государственной Думы Российской Федерации и, в 2008 году, праздник получил официальный правительственный статус. О смысле праздника и его духовном значении мы беседуем со старшим священником Никольского кафедрального собора протоиереем Алексием Кузнецовым.
— Отец Алексий, чем для христианина является образец древней русской литературы — «Повесть о Петре и Февронии»?
— Откроем «Повесть», и со страниц нас сразу дохнет воздух древности, воздух прошлого земли русской. Бескрайняя степная воля, скифский курган, поросший ковыль — травой, явственно зримые образы Руси изначальной. Погрузившись в мир Древней Руси, мы окунаемся в мир прошлого. Но прошло ли прошлое, разве оно не с нами? Не в нас? Время, подобно человеку, изменяясь, все-таки остается самим собой. Но есть и отличие. Прошлое, настоящее и будущее невозможно разгородить плотинами — одно мановение, и у нас на глазах настоящее становится прошлым, а будущее облачается в плоть.
Давайте посмотрим вдаль прошлого широко раскрытыми глазами, прислушаемся к доносящимся голосам. «…Се убо в Русиистей земли град, нарицаемый Муромом. В нем же бе самодержствуяй благоверный князь…»
Неторопливо и размеренно излагает неизвестный муромский летописец трогательную историю большой любви «благоверного князя Петра и благоверной княгини Февронии». Язык повести прост и бесхитростен, подсказан самим характером устной легенды. В повести используются сказочные сюжеты о герое-змееборце и «вещей деве». К этой легендарной повести, изложенной неизвестным автором, обращается и русский религиозный писатель Ермолай (Еразим) в 16 веке и позже, в 20 веке, писатель Алексей Ремизов. Надо сказать, что повесть Ермолая (Еразма) была подготовлена к изданию в «Великих Четьи-Минеях» — иначе для повседневного православного чтения, но в сборник религиозного характера не вошла, видимо, слишком силен в ней дух народной поэзии.
«Повесть о Петре и Февронии» — это первая история большой любви. Из века в век передают друг другу люди истории верной любви. Забывая беды, потрясения, тяготы жизни и мрак отношений, помнят о ней, ищут и знают, что она есть, так как человеческий мозг не способен придумать того, чего нет.
— Можно ли назвать их встречу «судьбоносной»?
— Несомненно! Встреча Петра и Февронии была предопределена откуда-то свыше. Можно назвать это судьбой, Божьим промыслом, но смысла свершившегося это не меняет. Гридя, княжеский отрок, в поисках лекаря для князя вышел на заставу города Переяславля. И попал в подгороднее село с трогательным названием Ласково и, зайдя в первый дом, где была открыта калитка, встретил там удивительную девушку, которая поразила его своей красотой, загадочностью и необычной мудростью.
Феврония взялась вылечить князя, поставив одно условие — жениться на ней. Петр обещает ей это, желая поскорее исцелиться от мучительной болезни. Случилось так, что они полюбили, да это и не могло быть иначе, ведь они как будто ждали друг друга. Но большой любви всегда грозят испытания, и они не заставили себя ждать.
— Почему же всегда испытания? Разве оно так необходимо для истинного счастья?
— Меня однажды поразила мысль в выступлении Эльдара Радзинского. Он сказал, что «природа не терпит гармонии — люди не прощают чужого счастья». Выбрав Петра князем Муромским, бояре потребовали отказаться от любимой. Но, как в законе сказано: кто отпустит жену, не уличив в прелюбодействе, а сам возьмет другую, прелюбодействует. «Мне с Февроньей чего расставаться!» — возразил им Петр, но бояре не отступали от своего мнения. И решили Петр с Февронией со смирением покинуть город, положившись во всем на Божий промысел. И Господь не оставил влюбленных, вскоре на реке показалась ладья, в которой плыл гонец с просьбой о возвращении князя в Муром.
Как часто судьбы людей сплетаются для добра и зла, и ничто не происходит случайно, но рано или поздно люди просыпаются от желания найти свою вторую половину. Люди тянутся друг к другу, повинуясь неслышному сильнейшему звуку, и как только этот сквозной звук, непреодолимый магнит, соединяет их, возникает любовь — живая, бессмертная сила, даруемая как подарок Судьбы.
Такую любовь люди называют идеальной потому, что любящим она приносит не только согласие, мир, стойкость духа, чистоту и духовность, здравие и долголетие, но и полное раскрытие личности. Так раскрывались в своей любви Петр и Феврония. Долго они княжили в Муроме, и время их княжения было расцветом этого города.
— Однако еще более удивительна история их кончины…
— Да, это так. Состарившись, они уходят в монастырь. «Сроки жизни наступали», — сказано в «Повести». Расставаясь, Феврония сказала: «Смерть придет за тобой и за мной в один час». Так и случилось, они умерли в одночасье 25 июля 1228 года.
— Отец Алексий, что же было дальше?
— Еще при жизни в Соборе Петр соорудил саркофаг с высеченной из камня перегородкой для двоих: «Тут нас и положите обоих», — завещал он. Но люди и после смерти попытались разлучить их, похоронив в разных могилах. Каково же было их удивление, когда наутро они нашли Петра и Февронию в одном гробу. И похоронили их вместе и «всякий раз на Москве в день смерти Петра и Февронии лебедь-колокол разносил весть из Кремля по русской земле о неразлучной любви, человеческой волей нерасторжимой». Так будем же помнить чудесную историю великой любви святых земли русской Муромского князя Петра и жены его Февронии и молимся им.