Источник: «Вести Камышинского района» — http://pressa-vesti.ru

— Как хошь меня называй, хоть горшком, только в печь не ставь!

Кто не знает этой старинной поговорки?! Но вот что такое горшок и печь, многие россияне, особенно городская молодёжь, уже не представляют себе. Печь для них — это электрическая микроволновка, а горшок — исключительно предмет детского туалета. А ведь печка да горшок — самые простые и самые древние изобретения человечества.

И то и другое делается из обыкновенной глины, которой, к примеру, в наших краях в изобилии. Изготавливать глиняную посуду, иначе говоря «горшки лепить», на камышинской земле научились ещё во времена медно-каменного века. Правда, правда!

Только в ту далёкую эпоху ещё не изобрели гончарного круга, и вся керамика была самолепной, то есть вылепленной вручную, а потому и не очень красивой.

А уж когда научились гонять ногой деревянный гончарный круг, на котором вращался кусок глины, то стало так удобно производить из этой самой глины настоящую красоту. А чтобы горшки были прочными и не рассыпались, когда глина просохнет, все изделия из неё обжигали в печи.

В старину наши предки говаривали: «Лучше глиняной нет посуды: и тесто в ней пышнее, и сметана круче, и жаркое не подгорит». Так оно и есть!

Кстати о печке. Её ведь тоже из чего-то сделать нужно. В древности печи складывали из камня. А позднее из огнеупорного кирпича, в производстве которого тоже использовалась матушка-глина. Гончарные изделия, керамика, фарфор, фаянс, майолика, изразцы, кирпич… и это всё она — глина.

Керамика это ж не только чашки и кружки. Это и обыкновенный кирпич для строительства домов, это политые глазурью расписные изразцы, которыми печи украшались, это и детская свистулька величиной с мизинец, это и вазы, и статуэтки, и различные художественные промыслы глиняной игрушки, а также монументальная скульптурная композиция и многое другое.

О, глина! Именно ей и посвящена открывшаяся в Камышинском историко-краеведческом музее интересная выставка под названием «Гончарный погребок». Она как раз и знакомит посетителей с историей производства глиняных изделий. Её экспозицию составляет коллекция керамики из фондов самого музея и собрание глиняных сосудов из школьного музея села Костарёво, где уже сто лет назад жители занимались гончарным ремеслом.

На выставке можно увидеть керамику, сделанную ещё во времена бронзового века, а также изделия горшечников XIX столетия и, разумеется, творческие работы современных гончаров, как профессиональных художников, так и мастеров декоративно-прикладного искусства.

Чего тут только нет… Крынки, кувшины, корчаги, кашники, латки, махотки, горшки, и даже такая хитрая штука, как спиртскрукки, которую придумали поволжские немцы-колонисты. Всё это изделия местных горшечников.

Залежи жирных глин в нашей местности исстари способствовали появлению этого промысла в сёлах Камышинского уезда. Славились своими гончарами Громки, Сосновка, Песчанка, Перещепное, Бурлук, Саломатино, Костарёво, Лобынец, Коростино, Серино и другие селения. По свидетельству старожилов, в самом Камышине в конце XIX века тоже была мастерская по изготовлению так называемой красноглиняной посуды.

В эпоху императора Александра II, покончившего в нашем Отечестве с крепостной неволей, города России вдруг резко начали расти, поскольку в них устремились многочисленные крестьяне, получившие личную свободу. В Камышине тогда, как и везде по огромной державе, началось активное строительство, в том числе и каменных зданий, а стало быть, возник повышенный спрос на кирпич. Это повлекло за собой массовое промышленное производство кирпича. В разное время в Камышине действовало от 8 до 14 кирпичных заводов, а вернее заводиков, на которых трудилось всего от трёх до десяти рабочих. И со временем на западной окраине Камышина, в районе так называемого Широкого оврага, переименованного затем в Кирпичный, образовалась целая «кирпичная слобода». Так на карте города появились улицы: 1-я Кирпичная, 2-я Кирпичная, Закирпичная, а также Кирпичный переулок.

А на музейной выставке его величество кирпич установлен на высоком подиуме в самом центре экспозиционного зала.

Строили из этого кирпича дома и склады, магазины и лавки, вокзалы и храмы Божьи, клали из него печи русские да голландские. Кстати, давайте вновь вернёмся к печке. Как мы уже сказали, в качестве облицовки печей применялись расписные керамические изразцы. Вот эти-то самые изразцы с тех пор и по сей день вызывают неизменное восхищение. Местные купцы привозили для своих домашних печек изразцы, сделанные в Саратове, Сарепте, Харькове и других городах Российской империи.

Изразцовая печь в прежние времена была главным украшением любого дома и даже дворца, например кремлёвского. В Камышине на улице Набережной сохранился дом, где красуется голландская печь XIX века, украшенная изразцами. Зрелище по нынешним временам, что называется, не для слабонервных. Фотоснимки этой печи и её отдельных фрагментов также представлены на выставке в музее. Однако экспонируются в «Гончарном погребке» и настоящие изразцы, которым более сотни лет.

Особый интерес посетителей вызывают современные художественные произведения и работы мастеров декоративно-прикладного искусства. Большинство их не подверглись обжигу, поскольку не у всякого мастера есть специальная печь. Зато они стильно расписаны в подражание знаменитой дымковской игрушке. Это просто здорово, что в наш компьютерный синтетический век на камышинской земле есть люди, которые, несмотря на все новшества эпохи, не хотят отказываться от древнейших поделочных материалов, таких, например, как глина. Они продолжают традиции мастеров прошлого.

Тут стоит отметить, что на выставке в Камышинском историко-краеведческом музее представлены работы современных авторов. Среди них Татьяна Хомутовская, Константин Хомутовский, Владимир Борисов, Светлана Буткова, Лариса Драгунова и другие.

Экспозиция выставки не была бы столь интересной, если бы не помощь, которую сотрудникам музея оказала костарёвская средняя школа, ведь частью своей коллекции на время выставки поделился школьный музей. Особый интерес вызывает экспонат, прибывший из Костарёва. Это некий сосуд, закрытый со всех сторон, с отверстием посередине. Костарёвцы предполагают, что это не что иное, как глиняная бомба, которую в старину использовали при штурме деревянных крепостей, наполнив полость сосуда взрывчатой смесью. Научные сотрудники историко-краеведческого музея не отвергли совсем эту версию, однако в «глиняной бомбе» они увидели походную посудину для воды. В музее сосуд обзавёлся деревянной пробочкой, и тогда всё сразу стало понятным. А потом музейщики нашли репродукцию картины известного русского художника К. Маковского «Жница», где изображён точно такой же сосуд для воды, стоящий перед крестьянкой, кормящей ребёнка в поле.

Доставить «костарёвскую» часть экспонатуры выставки в Камышин сотрудникам музея помогли работники администрации Камышинского муниципального района. Отдельное спасибо музей выражает заместителю главы администрации Камышинского района Ованесу Вагановичу Веропотвельяну.

Ну и в заключение хотелось бы сообщить читателям «Вестей Камышинского района», что музейщики специально приберегли открытие этой выставки на середину лета. Ну, во-первых, она приурочена к предстоящему в августе полувековому юбилею музея, а во-вторых, из-за того что в летний зной жителям земли камышинской и её гостям приятно будет спуститься в прохладные низы старинного купеческого дома, расположенного по улице Набережной, поскольку там в это время года истинное отдохновение от палящего камышинского солнца. Бывший дом купца Федосеева — теперь второй корпус историко-краеведческого музея, но горожанам он более известен как «Шолоховский дом», а находится он буквально в двух шагах от основного здания музея.

Добро пожаловать в наш «Гончарный погребок»!