Спорим о нравах  

С чего бы начать это развлекательное рассуждение о временах и нравах?

Знаете, недавно прочитал у кого-то, что современное общество, к сожалению, стремительно деградирует, а все из-за того, что у солидной части населения превалирует потребительская модель поведения вкупе с иждивенческим типом мышления. В переводе на русский язык это означает, что некоторые люди не делают ничего особенного ни для окружающих, ни даже для себя самих, но при этом считают, что им все что-то должны. Априори. Видимо, за какие-то немыслимые заслуги в прошлом. Или будущем.    

Меня это не касается

Господа, мы с вами живем в стране, в которой уже лет двадцать как никто никому ничего не должен, за исключением тех, кто брал у вас в долг. И уж особенно никто не должен делать за вас то, что вы должны делать для  себя сами. Мысль, казалось бы очевидная, однако вы наверняка знаете людей, которые привыкли бездействовать, уповая на второе пришествие, доброго Васи, или иного неизвестного благодетеля. Например, попытаться провести общее собрание жильцов (ну, или хотя бы большей их части) иной пятиэтажки, когда это действительно необходимо самим жильцам, ― тот еще сизифов труд. Хотя, казалось бы, взять тетрадку, маркер, сделать много объявлений и повесить их на каждой лестничной площадке. Вешайте хоть десять раз. Не придут. В лучшем случае сошлются на неотложные дела, в худшем ― моя хата с краю, ничего не знаю. Зато потом, когда решение будет принято, а дело, соответственно, сделано, будет море недовольства: ни фига себе, без меня меня женили!

"Кабы я была царица..."

Как сильно любят некоторые люди рассуждать о том, в чем, как им кажется, они сведущи более других, ― о политике, экономике, государственном устройстве, градоуправлении и прочих фундаментальных основах мироздания. Эти люди уверены: у власти стоит вранье, ворье и олухи, и только я один точно знаю способ разом все улучшить. Дорогой друг, ежели вы такой умный, отчего до сих пор не министр? Не советник президента? Или порядочному человеку не место в министерстве? А послушаешь ― прямо дайте мне точку опоры, и я переверну мир! Дай такому рычаги управления, и трава станет зеленее, вода ― мокрее, а дети перестанут ругаться матом. Вот только когда речь заходит о родном подъезде, всю инициативность гигантов мысли как корова языком слизывает. Видимо, масштабы не те, нет должного простора и размаха. Да и поясница что-то побаливает.  

Кругом одни негодяи

Когда видишь, что человек действительно бьется как рыба об лед, ему искренне хочется помочь. Если, он, конечно, при этом не хамит тем, кто мог бы его выручить. Хотя понять его можно ― озлоблен чередой неудач, но желания посочувствовать, а, главное, посодействовать это никак не прибавляет. Увы, у некоторых людей хамство, основанное на умозаключении «мне все должны, я пострадавший, а они работать не хотят!» считается признаком хорошего вкуса. Вызверился на первого попавшегося человека за все былые страдания и обиды, с порога обозвал всех разгильдяями и тунеядцами, а потом искренне возмущен, что ему опять никто не торопится помогать. Культура общения? Элементарная вежливость? Не, не слышал. Вообще, когда такой человек считает, что ему нужна помощь, все должны бросить свои дела, в том числе касающиеся других людей, и стремительно ринуться на выручку. Если не ринулись, значит, все ― негодяи, вот напишу анонимку  президенту, ужо попрыгаете  у меня! (Так и представил себе президента, который по ночам сидит в Кремле возле мешков с такими письмами и  лично читает каждое). Когда  человек действительно хочет что-то сделать, он делает. Чешет пятку, например. А когда ему в первую очередь просто лень для самого себя что-то сделать, он, во-первых, ни за что в этом не признается (особенно себе), а во-вторых, обязательно найдет причину; по которой он ― невинная жертва, а все кругом рвачи мошенники  и  бюрократы. Товарищи, так не бывает. И если вокруг вас все без исключения гады, возможно дело уже не совсем в окружающих?

Несправедливое распределение народных благ

Зависть ― еще одна характерная, особо примечательная, черта в суровом российском менталитете. Ее всегда очень ярко иллюстрирует отношение человека, например, к деньгам: если это мои деньги, то они всегда честно заработанные. Если чужие ― непременно ворованные. Или непонятно за какие деяния достались в наследство от богатого дяди из Соединенных  Штатов. Потому что порядочный человек не может так много зарабаты­вать, ибо порядочный человек должен быть скромен, а какая уж тут скромность при больших деньгах. То же самое касается всевозможных регалий и должностей: если кто-то уютно устроился, значит, он чей-то кум, сват, брат, любовник. А сидел бы сам на том же месте ― разумеется, все было бы заслуженно. Считать чужие деньги, как известно, вообще отличное развлечение, хоть и слегка отдает каким-то вуаеризмом, а еще это, как правило, любимое занятие того, кому все время кажется, что у него своих мало. Друзья мои, то время, которое вы потратили, сканируя чужие портмоне и карманы, вы могли бы потратить на зарабатывание денег; полезного опыта, связей, или на саморазвитие, в конце концов. В качестве примера в силу природной вредности не могу не припомнить эпизод, когда в одном издании как-то написали, что, мол, одна известная вам газета бессовестно наживается на своих читателях, сдирая с них бешеные деньги за сопутствующие услуги (поздравления, объявления некрологи и прочее). Похвально, что кто-то так радеет за народный кошелек, подумал я и перевернул страничку «обличителя». Хм... Здесь их нет. И тут тоже. Достал старые экземпляры, просмотрел ― нет их, и все тут! Нигде ни одного поздравления, некролога или даже купона на бесплатные объявления. Странно, что им не пришла в голову замечательная идея печатать все это бесплатно. А то бы взяли да и выделили под это дело страничку ― другую в пику равным там наживающимся. Вот бы народ обрадовался (ведь мы любим халяву), и тиражи бы подскочили сразу.

По правде говоря, все лгут

Кстати, найти гору повыше, чтоб забраться на нее и гордо... ммм... взирать на недругов с недосягаемой высоты ― тоже достойное занятие для порядочных людей. Оно выгодно отличает их от прочих негодяев, которые остались внизу. У порядочных людей не взгляд - прожектор, которым они высвечивают все изъяны и пороки тех, что копошатся у подножья. Кто сказал «рыбак рыбака ненавидит издалека»? Встань и выйди из класса! Кто еще,  кроме порядочного человека прямо, скажет честному народу: смотрите, вон те ― слащавые зажравшиеся лгуны и лизоблюды! (а порядочные люди, надо полагать, уважают желчь, работают за еду, честно говорят полуправду и хвалят только своих, проверенных людей). Как можно не похвалить кропотливый и самоотверженный труд тех, кто так стремится к откровенности и торжеству справедливости? Я считаю, что они заслужили бурные и продолжительные овации. К чему я все это? Наверное, к тому, что мир можно изменить к лучшему, только для этого нужно прямо сейчас начать с себя, своей семьи, своей лестничной клетки. А сидеть «в окопе» на пятой точке, перебрасываясь грязью и ожидая, когда приедет премьер-министр и всем поможет, ― занятие веселое, да только бессмысленное. Но вы, уважаемые читатели, разумеется, выше этого?