Интервью «Инфокаму» Натальи Левачковой - руководителя Межрайонной инспекции №3 Министерства по налогам и сборам по Волгоградской области.

― Наталья Петровна, не хотите для начала откомментировать мою публикацию в газете и на портале «Инфокам» о налогоплательщике, который умоляет государство взять с него налоги, а оно «упирается»?

― Вопрос в самом деле интересный, но его Вам лучше осветят учредители предприятия. А в случаях, когда налогоплательщик очень хочет заплатить налоги в бюджет, надо понимать, что это не его право, а его обязанность. Согласно статье 45-й Налогового кодекса РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Обязанность по уплате налога предусматривается выполнить в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Хотя налогоплательщик вправе исполнить обязанность по уплате налога и досрочно.

Хочу заметить, что по статье 81 Налогового кодекса налогоплательщик, в случае неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы налога, подлежащей уплате, обязан, И ПРИЧЕМ САМОСТОЯТЕЛЬНО, внести необходимые изменения в налоговую декларацию и представить в налоговый орган уточненную налоговую декларацию. После чего, естественно, оплатить в бюджет данную сумму.

Соответственно, рассуждать о том, что кто-то хочет, а кто-то «упирается», ―  значит употреблять в данном случае формулировку не совсем приемлемую и корректную.

― В развитие темы не скажете ли, сколько в этом году в Камышине взыскано скрытых налогов, выявленных в ходе проверок? Чего, на Ваш взгляд, в этих нарушениях больше - непрофессионализма бухгалтеров и экономистов или все-таки недоброго умысла? Как выглядят современные тенденции, связанные с укреплением финансовой и налоговой дисциплины?

― В развитие темы приведу вам такие цифры. В истекшем периоде этого года по городу Камышину в рамках мероприятий налогового контроля было дополнительно начислено платежей по материалам проверок в бюджеты всех уровней 89,3 млн. руб. Взыскано ― 71,1 млн. руб. Как видно из приведённых цифр, некоторые налогоплательщики не особо стремятся возмещать в бюджеты дополнительные начисления. Эти нарушения связаны не столько с непрофессионализмом бухгалтеров, сколько с неправильным толкованием норм налогового законодательства.

Но имеют место быть и нарушения, связанные с определённым недобрым умыслом, целью которого является минимизация налогового бремени. Однако финансовая и налоговая дисциплина сегодняшнего времени позволяет достаточно эффективно воздействовать на плательщиков в части соблюдения ими норм налогового законодательства.

― Есть ли у Вас «черный список» налогоплательщиков, подлежит ли он огласке и, если нет, то кто самые частые фигуранты со знаком «минус» ― крупные компании, мелкие фирмы, индивидуальные предприниматели?

― Нет, никакого «чёрного списка» налогоплательщиков у нас, конечно же, нет. Проверки проводятся по результатам так называемого предпроверочного анализа финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов. В случае наличия резких колебания результатов финансово-хозяйственной деятельности эти результаты перепроверяются, и в случае установления колебаний, связанных с нарушениями норм налогового законодательства, назначаются контрольные мероприятия. В данном случае под них могут попадать как индивидуальные предприниматели, причём и физические лица, так и юридические лица, независимо от их правовой формы.  
  
― Это правда, что бремя задолженности по налогам у ведущего текстильного предприятия города ООО «Камышинский ХБК» таково, что именно c этим бременем горожане связывают слухи о возможном предстоящем «специальном»  банкротстве предприятия?

― ООО «Камышинский ХБК» еще в октябре 2009 года решением суда признан несостоятельным (банкротом), в отношении него введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утвержден Морозов Олег Геннадьевич. Всего реестр требований кредиторов составляет более 3 млрд. рублей, в том числе по обязательным платежам и денежным обязательствам ― 2,8 млн. рублей.

В отношении ОАО «Росконтракт-Камышин» решением Арбитражного суда от 06.04.2011 введена процедура конкурсного производства. Конкурсным управляющим утверждена Пухова Елена Анатольевна. Задолженность, включенная в реестр требований кредиторов ― 547,7 млн. рублей, в том числе по задолженность перед РФ ― 40,1 млн. рублей.

ООО "Текстильная компания "Камышинский ХБК" ― своевременно и в полном объеме предоставляет отчетность в налоговую инспекцию, просроченной задолженности по налоговым платежам не имеет.

― По каким видам налогов город не выполняет в 2011 году текущий план и как бы Вы это объяснили?

― За 9 месяцев 2011 года в бюджет городского округа – город Камышин поступило 368,2 млн. рублей. Общий уровень выполнения бюджетных назначений ― 93 %, при этом налоговые поступления по сравнению с аналогичным периодом 2010-го года увеличились на 3%. Рост поступлений достигнут по всем налогам. Основная часть доходов городского округа (97,8 %) от общего объема поступлений сформирована за счет-х налогов: НДФЛ ― 279 млн. руб. ― 75,8 % , ЕНВД ― 45 млн. руб. ― 12,1% и земельный налог ― 36 млн. руб. ― 9,9 %.

Что касается невыполнения бюджетных назначений, то оно объясняется следующими основными причинами: реорганизацией и «уходом» войсковых частей, которые были доминирующими плательщиками налога на доходы физических лиц; снижением поступлений от других хозяйствующих субъектов: изменением порядка налогообложения; задолженностью налогоплательщиков-«банкротов»; отсутствием механизма безакцептного списания платежей по налогу на доходы физических лиц.

― Налог на доходы физических лиц аналитики считают весомым показателем того, насколько стабилен социум. Что Вы видите по цифрам этого вида налога? Какими темпами растет в Камышине зарплата? Что представляет из себя средняя зарплата в Камышине в 2011 году? Если ли у города шанс уйти с одного из последних мест по средней зарплате среди городских округов Волгоградской области?

― Докладываю камышанам: по сравнению с 2010-м годом поступление по НДФЛ в сопоставимых показателях увеличилось на 6% и составило 279 млн. руб.

Согласно данным государственной статистики мониторинга крупных и средних предприятий, за 9 месяцев 201-го года рост фонда оплаты труда составил 106,6%, рост среднемесячной заработной платы ― 107,2%, то есть поступление с учетом размера репрезентативной налоговой ставки соразмерно росту ФОТ. И это при условии, как я ранее упоминала, «ухода» доминирующих налогоплательщиков ― воинских подразделений с легализованной заработной платой. По оценке комитета экономического развития Администрации городского округа – город Камышин за 2011 год среднемесячная заработная плата к уровню прошлого года увеличится на 12,7%.

― Вы пришли на первую должность в Филиале с поста заместителя руководителя комитета по экономике администрации города. Виднее ли стали с новой высоты недоработки на старом месте? В чем главные слабые места экономической политики, проводимой властями Камышина?

― Буду лаконична: в связи с тем, что я замещаю должность федеральной государственной гражданской службы и в силу запретов, установленных действующим законодательством о государственной гражданской службе, я не имею право давать подобных оценок.

― Что думаете как профессиональный экономист и руководитель крупного налогового ведомства об инвестиционной привлекательности Камышина, климате для инвесторов в нем, перспективах создания новых рабочих мест?

― Инвестиционный климат я могу оценить только с позиции налогового потенциала и налоговой базы, динамика которых на текущий момент положительная. В 2011 году на налоговый учет поставлено 105 юридических лиц и 652 индивидуальных предпринимателя.

― Как Вы оцениваете профессиональный уровень своих подчиненных, насколько грамотно и эффективно работают налоговые инспекторы с налогоплательщиками? Насколько мне известно, тенденцию к росту имеет количество судебных тяжб с налоговой инспекцией? Были ли иски, которые в последние время Ваше ведомство проиграло, и есть ли у Вас объяснения этому?

― Главная цель, которую ставит Федеральная налоговая служба, ― обеспечить благоприятный климат взаимоотношений с налогоплательщиками, который позитивно отразится на дальнейшей работе и качестве оказываемых услуг. Нами активно внедряются и развиваются интернет-технологии. Мы предлагаем налогоплательщикам девять интернет-сервисов, возможность предоставления налоговых деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, успешно реализуется проект «Мобильные офисы налоговой службы», проводятся мероприятия налоговой грамотности, семинары с налогоплательщиками, создана телефонная справочная служба, распространяются среди налогоплательщиков информационные материалы (стенды, памятки).

Прежде чем ответить на второй вопрос, хотелось бы осветить общую ситуацию по судебно - исковой работе. Действительно, в 2011-м году имеет место увеличения судебных споров. Однако данная тенденция связана только с увеличением споров по искам инспекции.

В пользу налоговой инспекции вынесено 96 процентов от общего количества рассмотренных судебных дел, в то время как за соответствующий период 2010-го года данный показатель составлял 92 процента.

Кроме того положительная динамика наблюдается и в таком важном критерии оценки, как «суммовое» соотношение дел.

Так, за 9 месяцев 2011-го года в пользу налогового органа рассмотрено 75% дел, в то время как за 9 месяцев 2011-го года данный показатель составил 34%.

Отвечая на Ваш вопрос, отмечу, что рост количества дел связан, как я уже говорила, с акцентированием особого внимания на максимальное поступления налоговых платежей в бюджет. Мы не ведем деления налогоплательщиков на различные группы, а действуем в полном соответствии с Налоговым законодательством. А Налоговое законодательство требует одного ― каждый должен уплатить законно установленные налоги. Некоторые налогоплательщики уплачивают «крупные» суммы налогов и уклоняются от уплаты, казалось бы, «незначительных» сумм налогов, считая это «мелочью». Однако мы не можем пройти мимо таких фактов.

Конечно, до обращения в суд мы проводим «адресную», досудебно – претензионную работу. Однако, если некоторые налогоплательщики свою обязанность не выполняют, мы вынуждены обращаться в судебные органы для их понуждения. Как следствие, получив исковые заявления, большинство налогоплательщиков оплачивают налоги не дожидаясь вынесения судебного решения.

― Чтобы не переводились «куры», несущие «золотые яйца» (налоги), надо «кур» подкармливать на «зеленом лугу», «свежей травой». Нет ли в планах руководителей города и Вашего ведомства создания особых, щадящих налоговых «зон» для предпринимателей? Кто из них и «муниципалов» имеет сейчас налоговые послабления, льготы, и насколько убедительны в Вашем понимании аргументы под преференции?

― В соответствии со статьей 21 НК РФ все налоговые льготы используются налогоплательщиками при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах. В зависимости от вида собственности, организационно-правовой формы и прочих «субъективностей» налоговые льготы, увы, не устанавливаются.