В минувшую пятницу, 30 марта, в зале заседаний Контрольно-счетной палаты Волгоградской области прошли слушания по результатам «Контрольного мероприятия «Проверка отдельных вопросов исполнения бюджета городского округа – город Камышин за 2011 год». Постановление коллегии подписал ее председатель И. А. Дьяченко. Акт разногласий (ни один пункт которого КСП не приняла) – заместитель председателя Л. М. Горгоцкая.
Полный текст постановления весьма объемный, он включает более 20 листов. Поэтому представим читателям наиболее важные вопросы, поставленные в упрек администрации Камышина ревизорами.
В ходе проверки установлено, что при реконструкции Камышинского роддома исполнителем работ ООО «Бизнес Строй Плюс» было излишне предъявлено, а муниципальным казенным учреждением «Управление капитального строительства» излишне принято к оплате работ на 2 млн. 298 тысяч рублей. По-простому говоря, имели место приписки. В частности, при контрольных обмерах выяснилось, что прокладку трубопроводов, установку вентиляции, пожарной сигнализации, некоторые сантехнические и иные работы никто не производил, но оплата несуществующих объемов утверждена как произведенные бюджетом расходы. Правда, поскольку администрация города вынуждает подрядчиков на таких крупных объектах, как тот же роддом или дорога по Рязано-Уральской, постоянно работать в долг, приписки пока реально не были оплачены, а после проверки, естественно, и не будут оплачены. Но для КСП факт перечисления денег не имеет никакого значения. Она зафиксировала грубое нарушение в расходовании бюджетных средств. Члены коллегии спросили присутствовавшего на заседании главу Камышина, наказан ли кто-нибудь за приписки. Александр Чунаков заявил, что начальник УКС будет уволен. Тему приписок никто из администрации Камышина в ходе проверки не оспаривал.
Ревизоры также установили, что контракт с ООО «Бизнес Строй Плюс» был заключен в нарушение Градостроительного кодекса РФ, так как отсутствовали положительное заключение государственной экспертизы на проектную документацию и разрешение на реконструкцию роддома. «Вследствие этого, – отмечается в постановлении КСП, – сметная стоимость строительства увеличилась на 40 млн. 166 тыс. 54 руб. или на 59 процентов от первоначальной стоимости. Необходимо отметить, что срок контракта неоднократно продлевался, что противоречит требованиям Федерального Закона №94-ФЗ. Так как нормативный срок строительства составлял 9 месяцев, а фактический срок работ по реконструкции роддома на момент проверки составил 19,5 месяца, и никаких обосновывающих увеличение сроков реконструкции документов к проверке не представлялось (техническая документация, заключения, согласования), проверяющими был сделан вывод о неэффективных расходах в объеме принятых обязательств на сумму 65 млн. 3 тысячи 7 рублей».
Если перевести эти официальные строки на обычный язык, получается, что к реконструкции в администрации подошли так стихийно, что теперь 65-ю бюджетными миллионами расплачиваемся и за волокиту, и за безграмотность.
В поле зрения ревизоров оказались также незаконные и неэффективные расходы по приобретению городом квартиры площадью 106,7 метра за 2 млн. 996 тыс. рублей. «Таинственную» квартиру Камышинский комитет по управлению имуществом приобрел без соответствующего разрешения Камышинской городской думы или постановления главы Камышина, что является грубым нарушением Положения о порядке управления и распоряжения муниципальной собственностью города. На коллегии Александр Чунаков пытался объяснить покупку чешской трехкомнатной квартиры нуждами маневренного фонда. Но не смог внятно ответить на вопрос председателя КСП, не удобнее ли было на эту сумму купить несколько обычных «двушек». У проверяющих одновременно возникли сомнения, почему восемь месяцев дорогая квартира числится пустой, в то время как вроде бы приобретена под аварийное расселение. За то время, пока квартира пустует за бюджетный счет, в городе увеличилось и количество семей, проживающих в аварийном жилье, и количество малоимущих очередников. Однако мэр заявил, что «ждет» стихийного бедствия, пожара, которые могут создать экстренную ситуацию для переселения. Правда, по данным присутствовавшего на заседании КСП депутата Областной думы Андрея Попкова, «маневренная» квартира давно заселена, причем весьма нужным администрации «специалистом». Депутат даже предложил мэру вместе проехать после совещания и посмотреть на новосела. Но состоялся ли это визит, пока неизвестно.
Кстати, по теме переселения камышан из ветхого и аварийного жилья проверка также установила следующее. 21 июля 2011 года из Областного бюджета поступили в Камышин средства в сумме 11 млн. 60 тыс. 2 рубля, в том числе 9 млн. 697 тыс. 8 рублей из так называемого Фонда содействия, которые в течение всего года по непонятным причинам не были использованы. То есть, в Камышине стояло готовое жилье для переселенцев, на счетах «пылились» деньги на его приобретение, но подвижек не состоялось.
Довольно любопытную дискуссию вызвал факт приобретения бюджетом Камышина аварийного дома на улице Камышинской у некоего собственника по цене, кратно превышающей рыночную (расходы тоже квалифицируются как неэффективные). Администрация аргументировала тем, что срочно компенсировала собственнику упущенную выгоду. Но председатель коллегии интересовался, почему так спешила с этим мэрия. Ведь в городе в то же время находилось немало других аварийных помещений. А для выкупа было выбрано именно это. Причем по документам хроника сделки выглядела примерно так. Собственник покупает старенькое строение всего за 68 тысяч рублей. Через месяц «сараюшку» признают аварийной. А еще через два месяца город выкупает хибарку за 250 тысяч!
В акте КСП зафиксирован и такой факт. Комитетом ЖКХ и капитального строительства администрации Камышина 16.05.2011 года произведен выкуп жилого помещения площадью 19,3 кв. метра по адресу улица Молодежная, 15 (комн. 26, на втором этаже многоквартирного дома) за 300 тысяч рублей. «При этом физически выкупленного жилого помещения не существует, так как второй этаж здания по улице Молодежной, 15, в котором оно располагалось, разрушен до середины первого этажа».
Ревизоры квалифицировали как неэффективные все расходы на содержание местного телевидения в сумме порядка 3 миллионов рублей. Этого просто не предусматривают полномочия муниципалитета. Делегация администрации Камышина защищалась тем, что Камышинское телевидение, мол, широко освещает ее деятельность. В качестве резюме председательствующий позволил себе улыбку:
– Ну, а если вы завтра захотите за счет бюджета Камышина охранять государственную границу, построить аэропорт – тоже, в общем, благородное дело?
После этого Александр Чунаков сказал, что пойдет советоваться к губернатору, и если не получит поддержки, в мае ликвидирует муниципальное телевидение.
Неэффективными тратами бюджета признаны также доплаты к пенсиям почетным гражданам города и заслуженным деятелям разных отраслей, содержание при администрации комитетов солдатских матерей и по защите прав потребителей, частичная оплата командировок спортсменов и ряд других. Всего на 2, 34 млн. рублей.
Члены коллегии пытались также понять, почему из 14-ти муниципальных предприятий часть прибыли в бюджет уплачивали только три. Выяснилось, что у нас прибыльных-то МУПов не намного больше. На взгляд КСП, всем убыточным муниципальным предприятиям необходима оптимизация, покрывание их убытков за счет бюджета крайне нерационально. Кроме того, часть прибыли в бюджет должны отчислять абсолютно все рентабельные муниципальные предприятия. Эту часть, по представлению КСП, региональное законодательство может в скором времени увеличить.
КСП обратилась к Волгоградской областной думе с предложением и рассмотреть вопрос о целесообразности внесения изменений в Закон Волгоградской области об установлении предельного значения площади и срока рассрочки до трех лет оплаты при возмездном отчуждении недвижимого муниципального имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства. В Камышине ревизоры столкнулись с фактами излишней «любви» муниципалитета в этой части к одним предпринимателям и явной «нелюбви» – к другим.
В комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области направлено предложение о дополнительной проверке заключения договора администрацией Камышина с ООО «Евроконцерт», состоявшегося без конкурсных процедур (речь идет об оплате услуг группы, которая развлекала камышан в День города).
В акте обращается внимание на невыполнение администрацией города плана по доходам от реализации имущества, поскольку по многим договорам устанавливался предельный срок рассрочки платежа – 6 лет. Такое качество планирования КСП назвала низким.
В проверяемом периоде центральная городская больница перечисляла в бюджет не все доходы от платных услуг. Снизились поступления в бюджет от арендной платы. Все муниципальные предприятия Камышина перечислили в бюджет в 2011 году всего 2 миллиона рублей!
Бюджет необоснованно заплатил сумму ущерба за учительницу одной из камышинских школ, признанную судом виновной в том, что ребенку в школе выкололи глаз. Перечень других выводов о неэффективности расходования бюджета составляет 21 раздел.
Материалы проверки КСП Волгоградской области, согласно первому пункту принятого 30 марта 2012 года постановления, направлены прокурору Волгоградской области.