Нижнее Поволжье, похоже, этой весной бьет все рекорды по политической активности оппозиции. В Астрахани, как известно, экс-кандидат в мэры Олег Шеин которую неделю голодает в знак протеста против фальсификации итогов выборов 4 марта. За это время Астрахань получила небывалую популярность, об оппозиции сняли сюжеты все центральные российские каналы, а также зарубежные. Ситуацию комментировал Владимир Путин. Полиция пыталась рассеивать пикеты оппозиционеров, а губернатор Астраханской области предлагал Шеину подумать о должности в правительстве области. Но экс-мэр не принял компромисса и сегодня вылетает в Москву, на встречу к председателю ЦИК. Думается, в любом случае обществу продемонстрирована возможность законными, политическими методами добиваться того, чтобы у власти было меньше возможности махнуть рукой на то, что ей хотелось бы скрыть.

В Волгограде на митинг собрались автолюбители. Врио мэра и губернатор немедленно прибыли к митингующим и заявили, что расходы на ремонт дорог в бюджетах определены как приоритетные. А губернатор Сергей Боженов подтвердил: его активные усилия направлены сейчас на получение миллиарда целевых федеральных субсидий.

В Волгоградской области, по соседству с Камышином, в Котово, тоже состоялся митинг против плохих дорог. Его участники, которых собралось не меньше четырехсот человек,  потребовали от городских властей не только заняться серьезным ремонтом дорог, но и строить их в строгом соответствии с ГОСТом. Люди вышли с лозунгами «Хочу дороги как в Италии!», «Плачу налоги ― хочу дороги!» и т. д.

― Надоело слышать эти вечные отговорки и оправдания, ― рассказал один из организаторов акции Валерий Соломеннов. ― Пусть районная власть договаривается с областной о выделении средств на ремонт наших дорог, на то она и власть, чтобы что-то делать, а не плакаться из-за отсутствие денег. Мы дали властям 45 дней на то, чтобы предпринять конкретные действия по ремонту дорог.Уже на следующей неделе в городе снова соберется оргкомитет митинга. Он намерен контролировать, как чиновники будут выполнять требования автолюбителей привести дороги в порядок. В противном случае жители Котово вновь выйдут на акции протеста.

Самыми, пожалуй, активными митингующими проявили себя дубовчане, тоже наши соседи. Они борются за отставку главы и провели уже, как минимум, десяток митингов против социально-экономической политики главы, которая посадила территорию на «дотационную иглу», существенно «уронила» уровень жизни населения. Недавно на закрытом совещании губернатор Сергей Боженов назвал ситуацию в Дубовке нетерпимой и дал понять, что оставляет за собой право принять по ней кардинальные меря.

Напрягается от митингов и власть Камышина. В первый раз, 31 марта, администрация города заставила официальную прессу ухмыльнуться по поводу выступлений народа на площади. «Митингуете? Ну-ну!», ― иронизировала газета мэрии «Диалог» легко угадываемым пером главного редактора Натальи Хрипковой. На оппозиционных порталах автору ухмылки тут же ответили: а где еще высказывать недовольство, и как еще заставить власти его услышать?

Тут камышинские комментаторы были правы. Ведь после выборов 4 марта намерения освежить свою команду и подходы к решению накопившихся больных проблем фигурировали только в «тронной» речи мэра Александра Чунакова во время импровизированной инаугурации на заседании думы. По жизни ничего не изменилось: принципиальных кадровых новшеств никаких, «круглым столом» с оппозицией даже не «пахнет», официальные СМИ стали еще более закрытыми и «верноподданными», чем раньше. За короткое время третьего срока А. И. Чунаков даже успел «собственноручно» выгнать с невинного заседания журналиста независимого СМИ.

Видимо, не веря в демократизацию обстановки, депутат городской думы Александр Хаценко инициировал новый митинг 21 апреля. Афиллированный с мэрией сайт немедленно взорвался неудовольствием: лучше бы все митингующие взяли в руки лопаты да веники и убрали площадь!

Аргументация, конечно, как в детсаду. Она, по большому случаю, всего лишь свидетельствует о желании обнародовать нетерпимость к митингу. Хотя «предупреждать» его принято совсем другими методами. Встречаться не на площадях, слушать не одно окружение, использовать в качестве урегулирования конфликтов интересов не только нажим и давление. А если с поиском компромиссов главные политики Камышина просчитываются, то после согласования митинга у них один путь сохранить лицо: идти, как губернатор, к митингующим. Любой другой вариант — это «страусиная голова», спрятанная в песок. Однажды ее можно там и вообще потерять, в этом горячем «африканском песке»...

Участникам публичных акций в современной России тоже, впрочем, не приходится рассчитывать на молниеносные сдвиги. Но то, что митинги убирают с лица власти самодовольную улыбку, ― тоже немало.

В остальном митинги могут чему-то научить власть только в одном случае: если, как тут верно выразился с утра один комментатор, она способна эти «уроки» усвоить и хоть что-то в них понять...