Город Михайловка Волгоградской области (население 63 тыс. чел.), по-видимому, станет «первой ласточкой» в процессе укрупнения муниципальных образований в регионе. Об этом на прошлой недели говорили политологи и общественные деятели области.

Как уже сообщалось ранее, 4 мая в Михайловке и хуторе Сидоры Михайловского муниципального района губернатор Сергей Боженов участвовал в общественных слушаниях по вопросу объединения сельских поселений, входящих в состав муниципального района, с городским округом. В слушаниях приняли участие более тысячи человек. По словам губернатора, объединение муниципальных образований открывает большие перспективы для развития городского округа  город Михайловка.

― Объединение муниципалитетов влечет за собой объединение бюджетов, ― отметил Сергей Боженов. ― Общая казна даст возможность объединенному муниципальному образованию эффективнее и быстрее решать вопросы местного значения, более активно заявлять себя для участия в областных и федеральных программах.

Объединение города и района предполагает общую систему органов власти и управления, общий бюджет и одну думу, что, соответственно, должно привести к сокращению административного аппарата и уменьшению расходов на его содержание. Первый этап слушаний состоялся в хуторе Сидоры, где в общей сложности проголосовали  542 человека. Второй в ДК города Михайловки, где свое волеизъявление высказали еще 535 человек. В итоге, большинством голосом был дан положительный ответ.

Однако уже на следующий день на встрече Сергея Боженова с журналистами член Общественной палаты Волгоградской области Ефим Шустерман озвучил версию, что «объединение  один из способов решения проблемы политической вольницы в этом городе», а также попросил губернатора не торопиться и не ограничиваться публичными слушаниями, а провести референдум. Иначе, заметил Шустерман, есть опасность, что земля в районе окажется в руках «не тех» людей, которые заинтересованы в развитии территории.

В ответ губернатор, выразив поддержку словам «о том, что не следует торопиться», констатировал: «В любом случае, Михайловка  это пилотный проект. Если он будет неуспешным, этот опыт мы распространять не будем. Если он окажется суперуспешным, почему бы, действительно, не пойти по пути объединения не только городов и районов, но и маленьких районов между собой…» Предполагается, что затем этот опыт будет распространен на Фролово, Урюпинск и на третий по величине город области  Камышин.

Если рассмотреть процесс возникновения темы и наступивших подвижек, то интересна будет позиция некоторых волгоградских депутатов. Еще 5 апреля 2012 года на закрытом заседании Волгоградской областной Думы был поднят вопрос о самоуправстве местных властей и их чрезмерной независимости от воли областного центра. В пример приводился город Дубовка. Среди прочих были озвучены также города Михайловка, Камышин и Камышинский район. При этом разговор косвенно зашел об объединении города Камышина и Камышинского района в единое муниципальное образование. Как известно, вся региональная власть ориентирована губернатором на жесткую экономию средств, поэтому подобное объединение обсуждалось в ракурсе именно экономии на чиновничьих расходах.

Между тем руководитель фракции КПРФ Волгоградской областной Думы Николай Паршин прокомментировал итоги слушаний так: «Вызывает вопросы категоричное нежелание властей проводить референдум, а также спешка, с которой проводят реформу. Чуть более года назад подобное происходило в Волгограде. Чем  все закончилось  там – известно. Сегодня в областном центре, в принципе, полностью  отсутствует легитимная власть. Мы выезжали в Михайловку   в апреле, сегодня принимали участие в слушаниях. Но ни тогда, ни сейчас авторами реформы не были озвучены конкретные цифры экономии бюджета на чиновников, насколько вырастет объединенный бюджет, сколько потребуется денег на процедуру реорганизации».

Известно, что и планерке в администрации Камышина тоже был озвучен вопрос возможного укрупнения муниципальных образований через объединение городов и районов. Однако комментирующие сошлись во мнении, что это, дескать, не легитимно с точки зрения закона. Подобный же разброд мнений наблюдается и в администрации Камышинского района.

Тема объединения города Камышина и Камышинского района родилась далеко не вчера. Еще во времена СССР возникало немало вопросов, связанных с тем, что город живет своей жизнью, а район — своей. При этом администрация района располагается опять-таки в городе. Резон противников объединения тоже был понятен. «Третий по величине город области должен управляться отдельной администрацией, — говорили они. — Здесь сосредоточен крупный промышленный потенциал, проживает 125 тысяч жителей!»

Да, так было при СССР. Теперь же народонаселение города сократилось до 118 тысяч, а промышленный потенциал заметно уменьшился. Зато расходы на содержание административного аппарата постоянно растут. То же самое происходит в районе: фермеров можно перечесть по пальцам, количество жителей в селах уменьшается, но есть своя администрация.

Сегодня сторонники объединения города Камышина и Камышинского района резонно указывают на единый межмуниципальный отдел УВД, который охватывает обе территории. «Неужели так же не охватит обе территории единый комитет по образованию или единая прокуратура? — задают вопрос они. — Наконец, городом и районом вполне мог бы управлять один глава! Соответственно, из двух администраций была бы образована одна, что привело к бы к значительному сокращению финансирования чиновничьего аппарата».

Будет ли сделан подобный шаг? Этот вопрос пока уместно обсудить также в политическом ракурсе. «Камышинское объединение», как называют этот шаг политологи, способно создать новую политическую элиту в этом уголке севера Волгоградской области. По слухам, глава Камышина Александр Чунаков не устраивает губернатора в этой роли, о чем можно косвенно судить по тому, что С. А. Боженов так и не поздравил переизбранного градоначальника со вступлением в должность на третий срок. Нарушение протокольной процедуры говорит для людей сведущих о многом. А «камышинское объединение» позволило бы при создании новой администрации нового муниципального образования выдвинуть на пост главы свою креатуру — фигуру, которую бы поддержали и политики, и экономисты, и камышане. Те самые камышане, которых сейчас делят на горожан и сельчан, и которые по логике сегодняшнего совещания в области могут вновь стать жителями единой камышинской земли.

Объединение, как новое начинание, также может способствовать тому, что Камышин и район получат новый импульс для развития. Ведь люди, которые не видят перемен, как известно, не способны на перемены и сами. В нашем же случае новое объединение должно дать начало новой эпохе, в которой экономят на чиновниках, но не экономят на людях.