Для начала, вместо эпиграфа — несколько фактов.

10-10-2011

И.о. министра финансов Антон Силуанов на заседании в Совете Федерации: "При условии не наращивания Резервного фонда, цена нефти составляет 93 доллара за баррель (цена сбалансированности бюджета)". Он напомнил, что в 2012-2014 годах предусматривается наполнение Резервного фонда с 1,659 триллиона рублей в 2012 году до 3,947 триллиона рублей в 2014 году.

"Все, что будет при цене 93 доллара за баррель и выше, — все это пойдет на увеличение наших резервов на случай колебания цен", — пояснил Силуанов. Если цена будет ниже этого уровня, то может быть использован остаток Резервного фонда, а также могут быть приняты решения по оптимизации расходов, в первую очередь по тем программам, которые вновь начаты... (Полагаю имеются в виду социальные программы (прим. Автора))»

Май 2012г.

После корректировки, принятой Госдумой в мае 2012г., в бюджет заложена цена нефти $115 (Цена сбалансированности бюджета. Планка поднята с 93 до 115 долларов после пересчета сумм, которые правительству придется тратить, исполняя предвыборные обещания президента) — Прим. Автора.

04-06-2012

В понедельник, 4 июня 2012г. торги фьючерсами на нефть сорта Brent проходят на уровнях 96,5-97 долларов. Напомню, весь март котировки этого инструмента колебались на уровне 123-125 долларов. Таким образом, за 3 последних месяца бочка «черного золота», как еще именуют в финансовых кругах нефть, сорта Brent потеряла в цене более 20%.

Полагаю, сейчас есть два главных вопроса, которые муссируются на самом высоком уровне: 1. Почему нефть падает? и 2. Что делать?

В нашем национальном фольклоре отмечен неожиданный приход зимы. Также нежданно – негаданно стала дешеветь нефть. Причем сильно и быстро. Некоторые пессимистичные финансовые аналитики пророчат нефти цену в 60$, но есть и особо пессимистичные, которые называют цифру в 40$.

И нет смысла сейчас обсуждать, что об этом говорили год назад, что прогнозировали падение цен. Никто в правительстве кроме Кудрина не верил, что такое может быть, а если кто и сомневался, то уж никак не выражал свои мысли в слух, как говорится от греха подальше. Все ждали, побаиваясь в глубине души ракообразного, который все-таки свистнул на пресловутой горе, и, черт его побери, в самый не подходящий момент!

Конечно, еще не смертельно. Цена пока 96$. И есть еще резервный фонд. Но, как известно, денежки тратятся всегда легче и быстрее, а зарабатываются тяжело и долго.

Но, вернемся к первому вопросу. ПОЧЕМУ ?

Есть несколько версий ответа. Предлагаю вам самим решить, который более правдоподобный.

1. Версия сама распространенная. Во всем виноват кризис в Европе, который тянет на дно весь экономический мир, как следствие — экономики стран сжимаются, производство в мире падает, и соответственно, — снижается спрос на энергоносители. А, как известно из теории: падает спрос — падают цены.

2. Версия косвенная. Один из крупнейших поставщиков нефти — Иран — все-таки хоть и медленно, но продвигается в решении вопроса допуска наблюдателей на свои ядерные объекты. Растет вероятность того, что мировые державы снимут запрет на покупку иранской нефти, и предложение нефти на мировом рынке вновь увеличится на долю Ирана. Из той же теории знаем, а если не знаем, то догадываемся, что при росте предложения, цена падает.

3. Версия таинственная. Известно, что цена нефти в 100 долларов — значительно выше себестоимости ее добычи. Если верить разным источникам, себестоимость добычи нефти колеблется от 6-10 долларов за баррель в Африке и Азии, до 25-30 долларов в России и ряде других стран. А на бирже нефть торгуется на уровне 90-100 долларов. Вот и получается, что 50-70 долларов в цене барреля нефти — это чисто спекулятивная надбавка. То есть различные финансовые институты (фонды, банки, УК и другие) в течение долгого времени просто разгоняли цену на нефть, считая этот ресурс спекулятивным.

Это, конечно, выгодно самим нефтедобывающим компаниям, да и государствам, где нефть добывается. Сейчас, когда в финансовом мире перестало хватать денег (пришла пора платить по долгам), и ряд финансовых инструментов изменили свое качество (рост рискованности некоторых финансовых инструментов, ранее считавшихся весьма надежными), многие финансовые институты начали свое перераспределение ресурсов, продавая рискованные активы и покупая, на их взгляд, менее доходные, но и менее рискованные активы. Не стали исключением и спекуляции с нефтью. На самом деле, спекулянты способны хорошо зарабатывать и на падении цен, так что желание поиграть с нефтью присутствует всегда, а тут и поводы нашлись, как говорится.

Теперь второй, более сложный вопрос — что делать? На этот вопрос блистательно ответил император Александр II, собственноручно поставивший свою резолюцию на книге Н. Г. Чернышевского «Что делать?» Ниже этого вопроса император написал — «Копать руду», что обрекло автора на каторжные работы в сибирских рудниках.

К сожалению, сейчас экономические «умы» нашего правительства в Сибирь отправить не получится, поэтому всех нас ждет вторая волна трепетного ожидания «отката» цен выше 115 долларов.

Если цены вырастут, то все обещанные соцпрограммы (повышение зарплат, выделение на реформирование ЖКХ, прочие социальные нужды) смогут быть реализованы, если цена застрянет ниже 90 долларов или вообще ни дай Бог (!) уйдет еще ниже…

Очень жалко и обидно, что наша многострадальная Родина всегда выбирает не эволюционный, а революционный способ развития.

На мой взгляд, наше правительство сможет отказаться от «нефтяной иглы» (зависимости бюджета от нефтяных доходов) только если пройдет через стадию «ломки». Это если цена упадет до 60 долларов, придется напрячь мозги, придумать другой способ развития экономики страны, и через смутные времена затягивания поясов до удушья и массовых протестов прийти к светлому будущему.

Но я, как человек исключительно оптимистичных взглядов, думаю, что будет так: нефтяные цены, изрядно попугав наших первых лиц, вернутся на комфортный для России уровень в 115-120 долларов. Правительство придумает способ ухода от зависимости бюджета от нефтяных цен, и разработает великолепную программу альтернативного развития экономики страны. И все мы заживем счастливо и достойно.

Давайте все будем в это верить. Ведь так приятно верить в добрые сказки!