Эта тема родила на портале infokam.su 11 мая заинтересованное и порой запальчивое обсуждение. Впрочем, сначала маленький фрагмент для того, чтобы вспомнить, о чем шла речь.

«Да, я живу не на Луне. Я понимаю, что в эпоху капитализма, который мы с радостью выбрали как путь развития страны, все измеряется деньгами. Но, может, все-таки не со школьной семьи поощрять это расслоение ребят на детей богатых и бедных?

Мы несколько раз возвращались к начатому разговору со старшей дочерью, и она мне рассказала, что к ученикам, имеющим обеспеченных родителей, учителя относятся, как правило, по-другому. Детям из обеспеченных семей в камышинских школах стараются предоставить возможность многократно исправлять нежелательную оценку. Их выделяют в инициативные группы при подготовке  внеклассных мероприятий. Они являются законодателями школьной «моды» на вечерах и дискотеках. Именно им странным образом выпадают интересные поездки, выступления, межшкольные конкурсы и победы в них. Иногда дети со свойственной им непосредственностью не скрывают, что родители за их успехи «приплачивают» чем-то школе».

С юношеским максимализмом юное поколение разделилось на тех, что утверждал, что отказать себе в покупке модных и современных вещей ребятам из обеспеченных семей невозможно, но это не значит, будто они презирают своих товарищей из семей со скромным достатком. И на тех, кто считает проблему в принципе надуманной. Такие молодые философы склонны считать, что ум, а не вещи — основной критерий в оценке друзей, и настоящие учителя это тоже понимают.

Были и третьи. В основном, взрослые. Они склоняются к мысли, что от реалий дня никуда не уйдешь. Деньги решают все.

Впрочем, лучше привести несколько комментариев дословно.

Взрослые:

«Как не грустно, а пропасть между богатыми и бедными будет лишь расти. В столицах уже появились отдельные школы и ВИП-детсады. Неужели кто-то еще наивно полагает, что дети одинаковы для директора, который должен сделать в школе ремонт, сменить унитазы, повесить жалюзи? Реальность такова, что в советское время папа-директор завода мог выделить школе автобус для культпохода. А сейчас папа-директор завода может помочь с обоями..»

«Да, сейчас отвратительные дети пошли из обеспеченных семей. «Понтуются» шмотками, автомобилями, айфонами, айпадами и т. п. Позор, что подобные подростки не обращают внимания на ребят из семей попроще, которые одеваются в «Мартини», «Кардинале»... Если бы вы знали, обеспеченные родители, как отвратительно они ведут себя — «ПОНТУЯСЬ»!!!

Юные:

Мне 14 лет. Я живу в Чите. Учусь в одной из лучших школ города. У нас в классе около трети (10 из 30-ти) учащихся являются детьми богатых или просто обеспеченных родителей, то есть — «мажорами». От этого меньшинства исходит много «понтов»: айпады, айфоны, дорогая одежда, родительские автомобили класса «люкс» и т. д. Но никакого угнетения менее обеспеченных ребят нет. Все общаются друг с другом: бедные с богатыми и наоборот. Конечно, в школьной атмосфере много зависти со стороны бедных и ухмылок со стороны богатых. Но все ограничено в достаточно узких рамках. Учителя у нас относятся по-особенному только к меценатам или умным (не обязательно богатым!).

А вообще же мы не виноваты, что у нас состоятельные родители? Когда в семье есть деньги, то ты невольно одеваешься в брэндовую одежду и покупаешь всякие «мажорские» штучки. «Понты» уже образуются сами по себе. Их очень сложно сдержать. Да и детская любовь хвастаться проходит только к 20-ти годам. Но что решают «понты»? Во-вторых, мозгов у меня предостаточно. Я абсолютно честно, без всяких взяток учусь на одни пятерки и дополнительно занимаюсь по многим предметам. Богатый — не значит тупой. Я сам прекрасно поступлю в университет, не надо его проплачивать. Вот поставьте себя на наше место. Неужели, если бы у вас было много денег, вы не стали бы покупать различные дорогие вещи?»

Не знаю, как вам, а мне показалось, что аргументы молодых, как ни странно, весомее. Они о том, что неравенство часто порождает не само превосходство одних над другими, а поклонение этому превосходству. То есть, супертелефон — предмет «классовой ненависти» только в том случае, если находятся «классы», готовые считать себя таковыми уже из-за неравенства на «телефонном» уровне. А когда этот уровень определяется (с участием учителей, конечно) с позиций интеллекта, эрудиции, «телефонные лидеры» становятся даже смешны. Наш юный читинский гость, например, четко понимает, что главные его «понты» — мозги.

Эх, некоторым бы взрослым такую же мудрость!