Зачастую то, что пишется в «постскриптуме» уместнее вынести в пролог статьи... Так разумнее поступить и в нашем случае: «пока этот материал готовился к печати, «челобитные» медиков из Камышина благополучно дошли до министерства здравоохранения и прокурора региона. Сегодня, 3 августа, в Камышинской психиатрической больнице зарегистрировано письмо от министерства здравоохранения о выделении финансирования». Насколько хватит денег — это, как говорится, вопрос второй...
А еще неделю назад всё обстояло так... В больнице не было уже не только необходимых нейролептиков, антидепрессантов, но даже аспирина и дезинфицирующих препаратов… При отсутствии в стационаре нейролептиков медики остаются абсолютно безоружными против психических проявлений больных. Медперсонал каждую секунду рискуют жизнью. Выход в этой ситуации один — «вязать» больных. Но ведь всех не «повяжешь»…
— Нет уже и (!) шприцев, систем для переливания лекарственных препаратов, и даже спирта, чтобы смазать перед инъекцией кожу, — озвучил на экстренно созванном собрании коллектива заведующий отделением Виталий Балезин.
На собрании — более сотни присутствующих. Коллектив решил принять обращение, чтобы направить его в министерство здравоохранения региона и по другим инстанциям, включая прокуратуру области. «Не помогут — будем стучаться в правительство, президенту!» — слышатся возгласы с мест. Чувствуется — терпение у людей на пределе возможного!
— Когда в стационаре нет никаких (!) нейролептиков, — берет слово одна из медсестер, — мы абсолютно безоружны перед психическими проявлениями пациентов. Мы каждую секунду рискуем своей жизнью. И больные тоже рискуют — травмироваться. Выход один: при обострениях у пациентов — «вязать» их. Но ведь всех не «повяжешь». И это — бесчеловечно! Антигуманно! В каком веке мы живем?!
— Нет средств, — как прозвучало, — и на бензин, чтобы подвозить персонал, обслуживающий отделение стационара, который удален на 13 километров от города. Люди, боясь увольнений, добираются до работы, кто как может.
Особо подчеркну: рейсовые автобусы в район, где расположен стационар больницы, не ходят. Из-за отсутствия бензина прекращены консультации пациентов другими специалистами. Не доставляется даже (!) дежурный врач в отделения вечернего обхода. Не проводится рентгеновское обследование пациентов. А вокруг свирепствует туберкулез.
А вот еще один предвестник патовой ситуации в медучреждении. Запасы продуктов на исходе. Третий квартал кормление больных ведется в долг.
Была озвучена и задолженность за коммунальные услуги: более двух миллионов рублей. Не так давно в стационар водоканалом была полностью прекращена подача воды. Представьте, в каких условиях выживали в эти дни пациенты и медперсонал!? Иски в суд к больнице о взыскании долгов готовятся предъявить ТЭЦ и энергетики.
Между тем, следует особо подчеркнуть, больница бесперебойно финансируется по зарплате персоналу, в то время, как по всем остальным статьям расходов поступление средств отсутствует. Напрочь!
Кто обделил?
Взявший слово на собрании главный врач больницы Александр Юсарев «сыпал» цифрами про оплату одного «пациенто-дня», про план госгарантий, лимиты и другие тонкости финансирования. Оно осуществляется из регионального бюджета. Из речи главврача получалось: область еще в конце прошлого — начале этого года в полном объеме заложила для финансирования больницы только (!) средства на выплату зарплаты работающим. Выделенные же по другим статьям суммы способны были изначально покрыть лишь треть от реальных нужд. Это было для всех очевидным. Он, как руководитель, сообщил на собрании Александр Юсарев, заявлял об этом не однократно, но ни копейки средств так и не добавили.
Раньше, до того, как больница стала казенным учреждением, медики-де, как было озвучено на собрании, хотя бы могли заработать себе на «жизнь» за счет оказания платных услуг. На эти деньги могли, например, сделать в отделениях хотя бы мелкий косметический ремонт, — «заткнуть» хотя бы временно, образно говоря, какую-то «дыру» в нищем бюджете медучреждения. Сегодня эти средства прямиком уходят в бюджеты.
Больнично-музейные раритеты
Однако отсутствие финансирования — не все беды медиков и пациентов этой больницы. Психбольница располагается в практически музейных зданиях.
Например, здание, которое сегодня занимает наркостационар — старинная купеческая усадьба начала прошлого века. Раритет! Этот архитектурный памятник, представьте себе, практически не изменил своего исторического облика. Здесь до сих пор угадываются старинный двор, чуланы, комнаты для хозяев, постояльцев и дворовых людей. Но в них лечат и лечатся.
Сюда наркологическое отделение переехало лет 12-15 назад. И здесь ни разу (!) за это время не только не проводилось капитального, но даже косметического ремонта. До этого 10 лет в нем располагался кожвендиспансер, но и в нем тоже капремонта не проводили. Как выходили из положения?
— Купили сами краски — вместе с пациентами подкрасили кое-где, приобрели штукатурки — подмазали, — делятся медсестры.
В отделении надо менять все — крышу, системы отопления, электроснабжения. Сгнили трубы, проваливаются полы, от дождя в помещении можно укрыться только под зонтиком.
Два года назад уже вставал ребром вопрос о закрытии не только этого отделения, но и вообще всей Камышинской психиатрической больницы, у которой в таких же музейных раритетах расположены и еще ряд отделений. Причина — катастрофическая ветхость части зданий. И лицензию якобы удалось получить только «под заверения», что лечебная база будет-таки улучшена в ближайшее время. Но… Скоро всей больнице уже придет время снова получать очередную лицензию.
Между тем, получается, ситуация в лечебном учреждении не только не улучшилась, но еще более усугубляется отсутствием финансирования.
— Обходя некоторые здания нашего медучреждения, появляется ощущение, что это — декорации для съемок фильма эпохи войны, — говорит медсестра больницы Елена Мороз.
Нет больницы — нет проблемы?
— Мы считаем: идет «тихое уничтожение лечебного учреждения!» по принципу — «нет стационара — нет и проблемы!», — было озвучено на собрании коллектива. — Но ведь это бесчеловечно!
Для сведения: Камышинская психиатрическая больница сегодня оказывает психиатрическую и наркологическую помощь не только населению Камышина и Камышинского района (150 тысяч человек!), но и жителям ряда прилегающих районов — Котовского, Жирновского, Руднянского и других. Речь идет о населении более 350 тысяч человек.
Психбольница включает в себя стационар для больных с психическими патологиями на 80 коек, стационар наркологического отделения на 30 коек, поликлиническую службу плюс наркодиспансер с дневным стационаром. Кстати, в прошлом году количество койко-мест в больнице сократили вдвое. И сегодня все отделения «забиты» пациентами до отказа.
— Больница очень нужна! Закрыть ее — значит лишить медпомощи, по меньшей мере, более 10 тысяч постоянных пациентов этого медучреждения, — говорили доктора больницы. — Другого лицензированного медучреждения для лечения больных с психическими заболеваниями, алкоголиков и наркоманов в Камышине и в шести прилегающих к городу районах области нет.
Разве что отвозить их в областной центр. Но это создаст неимоверные трудности и медикам, и родным пациентов! Как везти «скорой», родным за 200-350 километров «буйного» больного или пациента с «белой горячкой»? Да и где их размещать в Волгограде?
Кстати, об алкоголиках. В одном лишь Камышине еженедельно регистрируется не менее 10 пациентов с диагнозам «делирий» — «алкогольный психоз»». Только алкоголиков официально в Камышине на учете — более полутора тысяч. Не официально — в десятки раз больше. Плюс около десяти тысяч наркоманов.
— Со всех высоких трибун делаются заявления — на такую приоритетную отрасль, как здравоохранение и в стране и в области направляются миллиарды рублей. Но где они, миллиарды? — задалась вопросом на собрании одна из медсестер. — «Внизу», на местах, — в лечебных учреждениях ни мы, медики, ни пациенты нашей больницы этого самого финансирования здравоохранения в упор не видим. Продолжается тихое умирание отрасли…
Нарушителя Закона – к ответу!
Собравшиеся приняли решение обратиться с заявлением к министру здравоохранения региона В.В. Шкарину, в котором напомнили про статьи федерального и регионального законодательства в области здравоохранения, в том числе — Постановление Правительства РФ №715 (от 01.12.2004г.) «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний, представляющих социальную опасность для окружающих», куда входят психические и наркологические расстройства, а значит, подлежат обязательному финансированию.
Сослались медики в обращении и на «Закон о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» (02.07. 1992 г.) и №122-ФЗ «Финансовое обеспечение психиатрической помощи». Обращение подписали 160 человек.
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.