Впервые я увидел пароход «Камышин» на картине камышинского художника Павла Бутяева. А позже обнаружил фотографию парохода в интернете — он был запечатлен в порту Херсона. Мне было известно лишь, что транспортный пароход «Камышин» был построен в Севастополе, перед войной его затопили и использовали в качестве волнолома, а после войны — подняли и вернули в строй.
Пароход был приписан к Одесскому порту. Известна была его техническая характеристика: дедвейт 1668 т. размерения 75.05 х 10.82 х 4.63 м.; ГЭУ котломашинная, 700 л.с. Скорость 10 узлов. Грузовой пароход. Заложен в 1936 г. (Севморзавод, Севастополь), спущен в 1939 году.
Помог читатель
Полную информацию по пароходу «Камышин» восстановил житель Волгограда Сергей Вербенко. Вот что он пишет:
В 1931 году на Севастопольском морском заводе были заложены сухогрузные пароходы «Рыбинск» и «Сызрань». В 1932 году они были спущены на воду. Суда имели водоизмещение 2800 т, грузоподъемность 1500 т, длину 71,99 м, ширину 10,79 м. и осадку в полном грузу 4,60 м. Одновальная энергетическая установка с паровой машиной тройного расширения мощностью 700 л.с. обеспечивала им скорость хода в 9,5 узла. «Рыбинск» под новым наименованием «Серго Орджоникидзе» был передан заказчику 6 августа 1934 года. В январе 1936 года пароход «Сызрань» также вошел в строй и был передан в состав Черноморского Государственного морского пароходства.
С 1932 по 1934 годы на этом же заводе (№ 201 им С. Орджоникидзе) заложили однотипные пароходы «Вольск», «Камышин» и «Молога». Однако суда этой серии по причине дополнительной загрузки завода постройкой боевых кораблей в 1936 году законсервировали. Весной 1937 года в Москве проходило совещание Наркомвода и Цупромвода с участием А. Микояна, на котором решался вопрос завершения строительства ранее законсервированных судов. Однако закончить строительство, спущенного на воду в 1939 году, до начала Отечественной войны не успели.
В сентябре 1941 года он был уведен на буксире в Поти. Летом 1942 года для предотвращения быстрых заносов русла Хопийского канала реки Хопи, возникающих при волнении моря, был сооружен импровизированный волнолом путем затопления четырех судов. Начиная от берега, были затоплены корпуса парохода «Балаклава», недостроенных судов «Камышин» и «Лепсе», а также крейсера «Коминтерн».
Для их установки земкараванами Черномортехфлота «Буденный» и «Халтурин» был вычерпан котлован, в котором и затопили корпуса судов. Для устойчивости их обсыпали песком, который со всех сторон намыл «Рефулер № 2», а при помощи барж обвалили камнем. Через специально прорезанные отверстия в корпуса затопленных судов был также нарефулирован песок.
После окончания Отечественной войны летом 1945 года Черномортехфлоту и Потийскому 56 аварийно-спасательному отряду АСС ЧФ было поручено провести работы по выводу затопленных судов за исключением «Коминтерна», оставленного на месте для последующей разделки его на металлолом. Работы проводились «Рефулером № 2» с 1 июля по 13 сентября 1945 года при непосредственном участии водолазов АСС которые заделывали отверстия, ранее прорезанные в корпусах судов.
В намеченные сроки «Балаклава», «Камышин» и «Лепсе» были выведены на глубокую воду. «Камышин» и «Лепсе» пошли на достройку, а «Балаклава» на слом. «Камышин» отбуксировали в порт Поти, а затем — в Одессу. Пароход ждал достройки, которую начали проводить только в 1955 году. Однако его достраивали как теплоход, поэтому в списке судов ЧГМП на 1961 год «КАМЫШИН» значился именно как теплоход. Судно к этому времени имело водоизмещение 2800 т (1307 брт), длину 76,40 м, ширину 10,8 м и осадку 4,7 м. Дизельный двигатель 1Д 4т (1943 год, США) мощностью 950 э.л.с. обеспечивал теплоходу скорость хода в 9,6 узла. Порт приписки — Одесса.
С 1964 года он эксплуатировался в составе Азовского морского пароходства. Порт приписки Жданов. В июле 1971 года «Камышин» был выведен из эксплуатации и снят с учета пароходства.
Сергей Вербенко расширил тему и написал историю еще нескольких судов. Известно еще о двух теплоходах «Камышин», — пишет Вербенко. — Первый — сухогруз «Камышин». Проект судна: 11. Год постройки/списания: 1952-2008. Судостроительное предприятие: Красное Сормово (Россия, Нижний Новгород). Изначально — Волжское пароходство. Списан, разрезан в Балаково в июле 2008 г. Второй — теплоход «Камышин» (с 2004 по 2011 гг.). Тип: Омский. Проект: 1743. Порт приписки: Таганрог. Владелец: ООО Димар-Фрахт. Переименования: Омский-28 → 12.1992 City of Vergina → 04.2000 Katrine III → 12.2003 Katrin III → 04.2004 Камышин → 01.2011 Rondo → 06.2011.
БМРТ «Камышин»
Был еще корабль с названием «Камышин». Это большой морозильный рыболовный траулер. Постройка Черноморский завод им. Носенко — 1969 год. Принадлежал базе «Океанрыбфлот» Петропавловск-Камчатский.
Сергей Вербенко в 1986 году работал на транспортном рефрижераторе «Пролив Лаперуза» и перегружался с БМРТ «Камышин» в Бристольском заливе, Аляска.
— Я спросил камчатских моряков, в честь какого города названо судно? — вспоминает Сергей Вербенко. — Мне четко ответили: «В честь города на Волге».
Судно в 1995 году было продано на металл в Китай, где и было разделано на металл.
Что писали газеты?
Экипаж БМРТ «Камышин» выполнил социалистические обязательства, взятые в честь дня выборов, — план семи месяцев выполнен досрочно — добыто и обработано 4.863 тонн пищевой рыбы.
Газета «Камчатская правда», 1973 год.
Для экипажа БМРТ «Камышин» минувший год оказался особенно удачным. Рыбаки уже 28 августа рапортовали о выполнении годового плана добычи рыбы и взяли курс на завершение социалистических обязательств. А годовой план у камышинцев был немалый - без малого 100 тысяч центнеров. Взять такое количество рыбы под силу только экипажу, опытному, крепкому. 15 сентября «Камышин» взял новый рубеж — выполнил социалистическое обязательство. К концу рейса количество выловленной рыбы достигло 114.240 центнеров, и «Камышин», после заводского ремонта, снялся в очередной промысловый рейс.
Газета «За высокие уловы», 1973 год.
Эх,вот бы сейчас какой-нибудь большой корабль под названием "КАМЫШИН" бороздил просторы океана!!!
Р.S. Автору спасибо за статью,познавательно и интирестно.
Можно узнать, что такое «земкараван»?
Распилить на металл в Китай, такая политика с экономикой.