В 1877 году в Санкт-Петербурге была издана книга «По Волге. Очерки и впечатления летней поездки. Написал ее русский писатель и журналист, сын малоросса и армянки, Василий Немирович-Данченко (1848-1936). Василий — старший брат известного театрального деятеля Владимира Ивановича Немировича-Данченко.

Василий Немирович-Данченко публиковался в «Отечественных Записках» и «Вестнике Европы» и как турист-любитель издал целый ряд путевых очерков, посвященных отдельным местностям России и зарубежья. В частности, «Даль» (поездка по югу), «В гостях» (поездка по Кавказу), «По Волге»». Многие произведения Немировича-Данченко были переведены на европейские языки.

Камышин, набережная, история
Волга. Набережная Камышина (почтовая фотокарточка начала XX века)

Любопытна часть, посвященная Камышину. А точнее, курсированию театральной труппы на пароходе по маршруту «Камышин-Царицын (ныне Волгоград)». На пароходе идет разговор пассажиров... Вот что пишет Немирович-Данченко:

— Тут у нас долго театр был! — рассказывает другой. — Из Камышина в Царицын, из Царицына в Камышин, то и дело переезжал. При буфетах–то театр. Для торговли, значит. Даже местов, чтобы садиться, не было, устал — в буфет, а там пить или закусывать надо было. Так и стояли!..

— Что ж у вас за труппа была такая?

— А кто с борку, кто с сосенки. Антрепренер артистам жалованья не платил. За кормы только играли. Им из буфета водка да бутенброды с бекштесами отпускались. Ну и этим довольны были. Как придет пароход, антрепренер сейчас же на пристань: нет ли артистов? Коли есть какой прогорелый, берет его, деньги обещает, квартиру, только бы пароход ушел. Ну, а уйдет — волей–неволей за водку да за бутерброды играй — делать нечего… Так даже до того дошло, что актеры в театральных костюмах по улицам ходили. Нечем было наготу свою прикрыть, поневоле в коронах да зеленых мантиях и штанах с бахромкою, коротеньких, щеголяли… Случалось, и даровитые между ними попадались, ну тем одна дорога была: или беспросыпное пьянство, или с яра крутого да в Волгу.

Никуда больше не уйдешь. Потому ради буфета — публика пьяная, орет в театре, ругается!.. Актрисам — тем лучше. Господа офицеры великодушествовали, ну, одевали, обували их… Которой и деньгами помогали.

— Да неужели это возможно?

У меня даже сердце защемило.

— Помилуйте, да антрепренер до сих пор жив. Только он ныне кабаки да трактир держит. А тогда буфетом занимался. «Мне, — говорит, — на актеров наплевать. Пусть что хотят играют, мне главное, чтоб за буфетом торговля была!..» Помилуйте, одну актрису из петли вынули. Жить было нечем, да и с господами офицерами знакомиться не хотела!..

Бродячий театр этот существовал еще недавно. Рассказывают, что из Царицына в Камышин и обратно обдержавшуюся труппу перевозили иногда в театральных костюмах, в третьем классе, на палубе парохода! Представляю себе это зрелище голодных королей и маркизов, Гамлетов и Парисов, вместе с дебелыми, к великодушию гг. офицеров прибегавшими, прекрасными Еленами…