Одной из политических интриг минувшей недели стало появление сразу в нескольких СМИ, контролируемых администрацией Камышина, статей под громкими заголовками о том, что скоро в Камышине  «завод ЖБИ распилят на куски». Вослед в Деловом центре прошла пресс-конференция представителя учредителей завода, финансового директора финансовой компании «ГЛАСС» Олега Жерносека. На нашем портале увидели свет цикл публикаций по теме и прямая запись пресс-конференции. Посетители infokam.su продемонстрировали высокую заинтересованность вопросом и оставили на форумах почти две сотни  комментариев. Сегодня мы, возвращаясь к проблеме, публикуем в кратком изложении главные вопросы и ответы прошедшего обсуждения. Они станут прологом к разговору о причинах информационных "боев", разгоревшихся в Камышине.

Марина Таранова, корреспондент муниципального телевидения:

- Так что же случилось с заводом?

Олег Жерносек, финансовый директор:

-  «Случилось» то, что мы живем не в Аргентине.  Российский строительный бизнес, как известно, подвержен цикличности. Ежегодно в ноябре-декабре мы ставим предприятие на консервацию. Подвергаем ревизии все технические узлы, проводим определенную подготовительную работу на следующий год. Отличие нынешней приостановки состоит в том, что пока мы не имеем четких планов, что будем строить в следующем году. Объясню. После кризиса за счет свободных финансовых ресурсов компания давала возможность заводу ЖБИ-8 работать, рассчитывая, что построенная недвижимость найдет спрос у камышан. Как бизнесмены мы, естественно, исходим, из необходимости оборота вложенных средств. За последние два года наша группа компаний построила недвижимости на 260 миллионов рублей. Это примерно половина годового бюджета Камышинского района! Говорить о том, что в следующий год «Профит» (завод ЖБИ-8 в ее составе) будет входить с такой кредиторской задолженностью, - наверное, неправильно.

Какова вообще ситуация на российских рынках недвижимости? Цены на жилье растут. Какова ситуация в Камышине? По справке Камышинской регистрационной палаты, на октябрь 2011 года сделок по покупке жилья было совершено 5209, на октябрь 2012-го – 4166. Падение на 20 процентов. Экономическая ситуация в Камышине сейчас сложная. Люди хотят улучшать жилищные условия, но не в состоянии этого сделать. Объемы нереализованного жилья превышает все возможные для нас лимиты, поэтому мы детально анализируем перспективу. Не говорим, что весной завод перестанет существовать или его «распилят на куски». Возможно, появится инвестор, который захочет «Престиж» купить. Или, если завод окажется  не обеспечен заказами, то он будет на неопределенный срок законсервирован.

Владимир Бронченко, обозреватель газеты «Квартиры Камышина»:

- Но ведь продукция ЖБИ-8 востребована…

Олег Жерносек:

- Разрешите привести образный пример. На рынке семечки тоже востребованы. Но покупателям нужен стакан. А вагон никто не берет. Завод такого масштаба, как ЖБИ-8, не может, к сожалению, работать, как маленькая лавочка, продающая по стакану семечек. Тут либо объемы должны быть, либо выгоднее вообще ничего не делать. Думаю, никаких  катастроф не произойдет. Нашу нишу с удовольствием заполнят мелкие производители бетона, колец и т. п. Им вполне по силам та функция, которую завод ЖБИ выполнял, когда, скажем так, наш город цвел…

Наталья Хрипкова, главный редактор газеты «Диалог»:

- Вы говорите об объемах. А разве строящийся дом №59 в пятом микрорайоне – это не объемы?

Олег Жерносек:

- Ну, давайте начнем с того, что сдача дома планировалась в этом году. Да,  в планах производства товарного бетона объект стоит у нас в 2012-м. И все оборудование для производства изделий на 59-й дом будет работать, пока температура на улице не опустится, к примеру, до минус двадцати. Но по нашим договорным отношениям именно сегодня дом уже должен был введен в эксплуатацию. Этому помешали следующие обстоятельства. Выигравшее аукцион наше управление механизированных работ должно было приступить к строительству 1 января 2012 года. Нормативный срок возведения объекта – 10 месяцев. Однако на 1 января 2012 года у объекта не оказалось разрешения на строительство (во время аукциона некоторые документы «пощупать» невозможно, их приходится видеть уже только потом). К сожалению, мы в этой абсурдности были не одиноки. Похожая ситуация складывалась, например, с Камышинским роддомом, где застройщики приступали к работе, а разрешения на строительство получались гораздо позже. Поскольку строительство без разрешения – прямое нарушение законодательства, мы на такое не пошли. А дом – он ведь, как ребеночек: должен «вынашиваться» строго определенное количество месяцев. То есть, если произошла сдвижка в начале процесса, то как минимум такая же должна произойти и на этапе сдачи. (Тут уточню - для 59-го дома мы производим только товарный бетон, хотя могли бы производить все: железобетон и т.д. Не странно ли для уважаемой прессы, что администрацией Камышина было принято решение обеспечивать заказ изделиями совсем другого ЖБИ - №6?). Но в любом случае, 59-й дом – это объемы текущего года, не следующего. Для справки: 59-й дом – всего 3-5 процентов строительных объемов компании.

Лариса Повышева, корреспондент газеты «Легкий день»:

- А вот ваша высотка-новостройка на улице Некрасова – она востребована?

Олег Жерносек:

- Об этой новостройке скажу, что 12-15 ноября объект примет Росстройнадзор. Ряд актов о сдаче уже подписан. На сегодняшний день на 15 квартир из 80-ти у нас есть потенциальные покупатели, хотя это всего лишь «протоколы намерений», поскольку мы строим не средствами дольщиков, а собственными финансовыми средствами и средствами банков. Еще 13-14 однокомнатных квартир забронировала для приобретения администрация Камышинского муниципального района. В итоге пока где-то треть построенного.

Тамара Проскурякова, корреспондент газеты «Волгоградская правда»:

- То есть, жилье в Камышине не востребовано, получается?

Олег Жерносек:

- Позвольте ответить вопросом на вопрос – полностью выполнив взятые обязательства перед городом, зачем мы будем строить в нем дальше, вот скажите?

Владимир Бронченко, реплика:

- Коллеги, рынок определяет, сколько и чего строить. Рынок!

Ирина Маслова, обозреватель информационно-аналитического агентства «Инфокам», главный редактор газеты «Деловой Камышин»:

- Так завод ЖБИ был рентабельным?

Олег Жерносек:

- Сейчас мало для предприятия иметь «нулевую» рентабельность. На «Престиже» все оборудование устарело настолько, что отдельные механизмы – краны, скажем, становятся просто опасными. Что с ними делать? Вкладывать деньги в модернизацию – подо что? Логичнее,  наверное, дробить «гигант» на мелкие производства – например, одно будет бетон делать, другое – кольца. Это как вариант. Да, по итогам работы «Престижа» в 2012 году условная балансовая прибыль появится. Но «на полочку» такую прибыль не положишь. Ее нивелируют эффект отложенного спроса (на построенную недвижимость еще в 2010 году),  увеличение доходов ЖБИ в денежном выражении при отсутствии такого увеличения в реальных объемах, завершение периода льготного кредитования «Престижа» финансовой компанией «ГЛАСС».

Марина Таранова:

- Сколько же сократите работников?

Олег Жерносек:

- Двадцать человек.

Ирина Маслова:

- Если немного приподняться над ситуацией, над судьбой завода ЖБИ-8, которую в Камышине разделили, к сожалению, в последнее время многие другие предприятия, как бы охарактеризовали положение дел в экономике города  в целом?

Олег Жерносек

- Я, правда, даже не депутат городской думы, чтобы так объемно размышлять «над судьбами нашей родины», поэтому скажу сначала о планах компании. Хотя сейчас мы и сворачиваем строительный бизнес в Камышине, никуда отсюда уезжать не собираемся. Есть большая строительная площадка в Волжском, сейчас анализируем, как входить в этот дорогостоящий проект. Инвестиционной деятельностью компания продолжит заниматься, это однозначно.  Если бы не ее «плечо», наш строительный бизнес так долго не мог бы находиться на плаву. Так что как граждане Камышина будем здесь жить, работать, любить, рожать детей. И, естественно, платить налоги, которыми мы никогда не грешили, – у нас зарплат в конвертах нет. Что касается в целом экономики города, то заметно: тучи сгустились. В этом смысле спрос на недвижимость – точный индикатор состояния дел. В Камышине сейчас нет новых денег, нет инвестиций, нет рабочих мест. Соответственно, люди с опаской относятся к капитальным вложениям. Хотя в целом по России после кризиса, как я уже говорил, идет на 15-20 процентов рост продаж, объемов кредитования банками физических и юридических лиц. Наверное, просится вывод – «не айс в Камышине», как выражается молодежь. Думаю, возможности области  для помощи городу тоже не безграничны. И та инвестиционная составляющая для Камышина, которая сейчас существует (порядка 400 миллионов), - она не может разрастаться до объемов всего городского бюджета. Так что в областных вливаниях, думаю, скоро будет поставлена точка. И вот тогда мы начнем «топать ногами»… Похоже, в этом году уже пытаемся «топать». Короче, о развитии городов типа Камышина –  пока он третий город на «нашем селе» - надо думать самим городам.

Лариса Воронина, свободный журналист:

- Вообще прискорбно: в Камышине столько аварийного и ветхого жилья, а строительство замораживается.

Олег Жерносек:

- Чтобы строить под переселение, федеральных денег мало. Должны давать средства и область, и город. Это «многослойный пирог», в нем в пропорциях участвуют все уровни власти и собственник.

Лариса Повышева:

- А на следующий год Камышин вошел в программу строительства под переселение?

Олег Жерносек:

- Я такой программы не видел.

Тамара Проскурякова:

- Скажите, то ли делает власть Камышина, чтобы строительный сектор экономики сохранялся?

Олег Жерносек:

- Уверен: власти надо измениться. Более смело входить в профильные федеральные программы. Ликвидировать, наконец, существенные разрывы между принятием решений и началом строительства объектов. Ведь серьезные капитальные вложения в Камышине закончились, по сути, еще дюкером. У меня складывается впечатление, что пятилетний период потерян. Муниципальное управление капитального строительства не создает никаких заделов. Принят план капитальной застройки  города, в нем есть мосты и все прочее. Но где документация на эти мосты? Где последовательные шаги по реализации плана? Если чиновники Камышина не будут стучаться в областную администрацию, в федеральные органы, никто лишней копейки не даст. Не бывает такого, чтобы под лежачий камень что-нибудь «затекало»… Конструктивных шагов явно недостаточно.

…  Замечу от автора в завершение этих заметок: несмотря на открытый и абсолютно конкретный диалог по проблеме, вызвавшей интерес журналистов, из местных СМИ определенного толка так и не исчезли публикации-провокации «на заданную тему». Кто и почему заказывает информационную войну в Камышине, мы подробнее поговорим на портале infokam.su уже в ближайшие дни.