Региональная политика: анализ текущих событий
Выступая на совещании по вопросу формирования перечня Федеральных целевых программ (оно состоялось 8 июня), президент РФ Дмитрий Медведев во вступительном слове затронул и тему сокращения бюрократического аппарата.
Эту новость многие СМИ трактовали как президентское решение сократить численность федеральных чиновников на 20 процентов. На самом деле речь шла о президентском поручении правительству РФ. Вот что конкретно сказал Дмитрий Медведев (цитируем стенограмму заседания):
«Нам, конечно, нужно в условиях бюджетного дефицита самым тщательным образом оптимизировать расходы. Это важнейшая задача Правительства. В то же время это не должно быть механическим процессом или арифметическим процессом, как угодно называйте, нужно смотреть на комплексный эффект тех решений, которые мы принимаем. Собственно, этим я и предлагаю сейчас заняться.
Есть целый ряд вопросов, смежных с оптимизацией расходов, или направленных на оптимизацию расходов. Вчера Алексей Леонидович [Кудрин] сказал мне, что есть предложение на двадцать процентов сократить количество федеральных государственных служащих. Это, безусловно, достаточно жёсткая мера, которая может помочь в решении целого ряда задач. В то же время такие решения не могут приниматься механически или исходя только из финансовых соображений. Во-первых, это судьбы людей, а во-вторых, я хотел бы понять в конечном счёте, на что мы можем выйти. Поэтому я поручаю вам подготовить предложения на эту тему и доложить. Я знаю, что в Правительстве уже это частично обсуждалось. Нужно видеть финальный результат и только после этого принимать решение: делать или нет».
Учитывая, что путь от идеи до ее воплощения в нашей действительности не малый (а уж тем паче, если что-то касается интересов российского чиновничества), то еще не факт, что федеральный бюрократический аппарат ожидает секвестр именно в обозначенных 20-процентных масштабах. Как и не факт, что чиновничий класс не выторгует сокращаемым федеральным столоначальникам некие преференции, чтобы было не так мучительно больно расставаться с насиженным местом.
Это может быть, например, гарантированное трудоустройство на не менее статусную должность, пусть и не в прямую связанную с госвластью (например, в госкорпорациях; кому-то может «светить» и депутатское кресло в Госдуме РФ — выборы-то не за горами; есть и масса иных вариантов). Не зря ж сам Дмитрий Медведев подчеркнул про «судьбы людей». Это масштабные сокращения в трудовых коллективах фактически сообразуются с принципом «Спасение утопающих — дело рук самих утопающих», а с чиновниками, да еще федерального уровня, такое не пройдет.
Понятно, что степень подслащивания горькой пилюли сокращения будет напрямую зависеть от ранга отлученного от государственного кормления, но принципиальной картины это не меняет. Да и собственные возможности любого мало-мальски «весомого» чиновника списывать со счетов не резон: «запасной аэродром» наверняка есть у большинства из них, да хоть бы тот же бизнес, переписанный на жен и других родственников, пока имярек такой-то столоначальствовал во власти.
Наш бюрократический класс (а это именно общественный класс — архивлиятельный, сплоченный, со своей идеологией, способный отстаивать свои интересы как никто другой) давно выработал систему выживаемости, приспособления к политическим изменениям. Во времена СССР из партийно-советской номенклатуры (нынешний аналог госвласти) «выпадали в никуда» крайне редко — это надо было постараться. Проштрафившихся (в определенных рамках дозволенного) могло ждать перемещение по горизонтали или перевод на «хозяйственную» работу. Из парткома можно было оказаться в директорах завода, комбината бытуслуг или даже отдельной бани — но оставаться «при должности». Сталинский принцип «Кадры решают все» действовал и во времена «волюнтаризма» Хрущева, и брежневского «застоя», и горбачевской «перестройки».
Кстати, первые секретари обкомов КПСС в своем большинстве уходили на пенсию, перешагнув далеко за пенсионный возраст, и при этом, как правило, оседали в Москве (им предоставлялось жилье, понятно, не в хрущевке) и числились в консультантах ЦК КПСС. А уж из Политбюро ЦК КПСС — между сменой генсека — путь был один: под марш Шопена…
При этом, что удивительно, система кадрового резерва во времена СССР была выстроена на высоком уровне. На властные ступеньки попадали отнюдь не профаны, записные карьеристы или откровенные дураки, как почему-то сейчас считают некоторые «аналитики». А вполне подготовленные руководящие кадры. Да, система их могла ломать, нивелировать, заставлять «колебаться вместе с линией партии». Но это родимое пятно не только советской власти, а госвласти в принципе. И нынешние попытки власти озаботиться кадровым резервом («президентская сотня», «Путинская тысяча») — это, по сути, использование советского опыта. Но это — к слову.
Нынешняя российская бюрократия живет по тем же корпоративным законам, что и советская — конечно, с поправкой, прежде всего, на изменившиеся социально-политические и в еще большей степени экономические условия. Но что касается выживаемости сегодняшних чиновников — тут уж точно мало что изменилось. Самый яркий пример — Совет Федерации, ставший, по сути, заповедником пенсионеров-губернаторов и отставленных чиновников высокого ранга (еще одна часть СовФеда — пролоббированные креатуры тех или иных властных структур за непонятно какие «заслуги» — недаром в обществе стойки слухи, что место сенатора можно купить за немалые деньги).
Принцип формирования Совета Федерации стал уже притчей во языцех. Реформирование его — дело времени, причем, надо полагать, отнюдь не далекого. Но куда важнее — жесткая реформа государственной власти (прежде всего — исполнительной). И дело тут даже не в том, что наш бюрократический класс за какие-то два десятилетия до монстроподобных размеров (во всем СССР чиновников было меньше, чем сегодня в России). В тех же США чиновничий аппарат будет и побольше нашего, если брать, так сказать, на душу населения. Но в Штатах чиновник постоянно находится под прицелом СМИ, общества и правоохранителей. Скандалы там тоже случаются, но они имеют катастрофическое последствие для чиновника, не чистого на руку, давшего аморальную слабину или даже позволяющего себе «не так» высказаться по тем или иным вопросам.
Пример совсем недавний (правда, не американский, но не суть важно) — добровольная отставка президента Германии. Неосторожно высказался на внешнеполитическую тему, поднялся шум в прессе — пожалуйста, надо выбирать нового президента. Причем, его упрашивали не принимать такого решения — и политики, и даже канцлер Меркль. А у нас, чтобы ни случилось, чиновник — неважно какого ранга — стоек к общественному мнению как оловянный солдатик. Да что там мнение общества! По уголовным делам власть предержащие умудряются получать, как правило, условные сроки (восемь лет условно — было и такое) и даже не возмещают украденное у государства.
Административная реформа в главном своем содержании должна преследовать цель оптимизации эффективности органов государственной власти. Сегодня эта эффективность на таком низком уровне, что не просто не отвечает реалиям времени, но служит едва ли не главным тормозом для масштабных преобразований. В том виде, в каком сегодня существует российская бюрократия, она не просто не способна решить задачу модернизации России, но и не желает этого делать. И это не умозрительное предположение, это — факт. Дмитрий Медведев только за последние месяцы неоднократно возвращался к теме неудовлетворительной эффективности госаппарата (президент даже признавался, что его поручения нередко «замыливаются» в недрах чиновничьих коридорах). Похоже, запас «увещеваний» на исходе.
Собственно, административная реформа, уже идет, пусть и пошагово. Это и ставшее обязательным с нынешнего года декларирование доходов и имущества, и ряд антикоррупционных законодательных мер. Сокращение численности федеральных чиновников (надо полагать, подобная мера ждет и всю вертикаль власти) — еще один такой шаг. Он, без сомнения, встретит сопротивление бюрократии, но — при всех издержках — воплотится в жизнь. Так что за три ближайших года примерно для 120 тысяч федеральных чиновников это будет означать смену деятельности. Казна выиграет на этом чуть более 43 миллиардов рублей в год. Правда, как это прозвучало в некоторых комментариях, этим деньги пойдут на увеличение зарплаты оставшимся чиновникам.
Кстати, о зарплатах. Вот какие данные обнародовал на днях Росстат. За I квартал этого года госслужащих, по данным главного статистического ведомства страны, зафиксировано 786 тысяч, депутатов — 7,8 тысячи, работников судов и прокуратуры — почти 100 тысяч. Больше всех чиновников администраций разных уровней — 671 тысяча человек.
В Волгоградской области федеральных служащих чуть больше восьми тысяч, три тысячи областных и семь тысяч муниципальных чиновников. По количеству работников администраций наш регион — на третьем месте в Южном федеральном округе. При этом почти во всех органах — некомплект штатов, часть ставок остается незанятой.
Что касается зарплат волгоградских чиновников, то они близки к первому месту в ЮФО: больше только у краснодарцев. Областной служащий получает в среднем 32,7 тысячи рублей, муниципальный — 18, а федеральный чиновник зарабатывает меньше своих коллег в других регионах — 17 тысяч рублей. По сравнению с прошлым годом их зарплаты почти не менялись. Для сравнения: средняя зарплата в нашем регионе — 14 тысяч рублей.
Но это — данные за первый квартал. На последнем заседании областной Думы (оно состоялось 17 июня) депутаты приняли решение о повышении зарплат — и себе, и чиновникам, а также о возвращении премий и надбавок.
Как сказал на заседании председатель комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства обладминистрации Александр Дорждеев, экономика стала выходить из кризиса, и в региональную казну поступило на 2,8 миллиарда рублей больше, чем ожидалось. Вот из этих денег, наряду с сельским хозяйством, строительством дорог, перинатального центра, и поправят свое материальное положение депутаты и чиновники. При этом сумма, в которую эти блага обойдутся казне, на заседании и не называлась. По разным оценкам, повышение денежного содержания власть предержащих выльется под 60 миллионов рублей.
Кстати, на том же заседании на ремонт кровли здания обладминистрации расписали 60 миллионов рублей. Спикер облдумы Владимир Кабанов это прокомментировал так: «Нельзя жить в доме, в котором худая крыша. Это вызовет у людей понимание слабости власти».
Заодно выделены деньги на новые авто для чиновников (1,5 миллиона рублей), 20 млн. руб. — на специализированное служебное жилье и около трех миллионов — на ведомственное жилье.
К слову, год назад народные избранники обещали проиндексировать зарплаты бюджетникам аж на шесть процентов. Но об этом обещании на заседании депутаты и не вспомнили. Вызовет ли это у народа «понимание слабости власти», никто не интересовался. Впрочем, какая уж тут слабость.
Между тем, в штате областной администрации может появиться еще один вице-губернатор. Во всяком случае, этого не исключил первый вице-губернатор Геннадий Чуриков. «Дороги в области капитально не ремонтировались в течение последних 20-30 лет. А «латочный» ремонт не выдерживает никакой критики из-за очень низкого качества, — подчеркнул на одной из недавних пресс-конференций первый вице-губернатор. — Статистика, данные прокуратуры и правоохранительных органов говорят о том, что каждое третье дорожно-транспортное происшествие случается по причине плохого состояния дорог». «Ввиду остроты проблемы, — как сказано в пресс-релизе обладминистрации, — у главы региона, вероятно, появится еще один заместитель, который будет курировать вопросы транспорта и автодорожного хозяйства».
Острые проблемы в регионе явно не исчерпываются состоянием дорог. И закрепление за каждой персонального куратора от власти, может, конечно, и выход. Вопрос тут, впрочем, упирается как раз в эффективность власти, а не в количество замов у главы региона.
Но вернемся к теме нашего обзора. Если объявленное сокращение численности чиновников пока проект, то другой шаг уже состоялся. В России будет сокращен срок пребывания чиновников на государственной службе. Соответствующие поправки в законопроект «О государственной гражданской службе Российской Федерации» недавно внес в Госдуму РФ Дмитрий Медведев.
Согласно документу, по достижении 60-летнего возраста чиновник должен уйти с занимаемой должности. В настоящее время, по закону от 27 июля 2004 г., предельный возраст пребывания на госслужбе составляет 65 лет. При этом в ч. 5 ст. 25 закона предусмотрено, что с госслужащими, которые работают по контракту, заключенному на неопределенный срок, и достигшим возраста 60 лет, указанный служебный контракт перезаключается на срок от одного года до пяти лет. Практика применения этой нормы создает немало проблем, связанных с принуждением сторон к перезаключению контракта.
Новый законопроект предусматривает, что гражданскому служащему, достигшему предельного возраста (60 лет) и желающему продолжить работу, срок службы может быть продлен, правда, не свыше чем до достижения им 65 лет. Это возможно только по обоюдному согласию чиновника и его нанимателя.
Сейчас в России средний возраст чиновников — 55 лет. Госслужащих в возрасте за 60 — 17%, а тех, кому уже больше 65, — 8 процентов.
По сути, новый законопроект, если смотреть за его рамки, направлен на омоложение властных структур. И это не случайно. Руководство страны понимает: чтобы состоялись цели модернизации России, нужно не только ужесточать законодательно контроль за чиновниками, но и воспитывать новое поколение российской бюрократии, для которого бы на первом месте стояли интересы страны, как это ни пафосно звучит.
Интересное мнение на этот счет высказал генеральный директор Совета по национальной стратегии Валерий Хомяков: «К сожалению, если сейчас посмотреть на чиновничество, то оно напоминает слоеный пирог. Работают люди еще с советских времен. И считается, что они сильно нужны и важны, якобы они некий престиж. А на самом деле этот слоеный пирог представляет собой сборную солянку, и за прошедшие 20 лет мы так и не воспитали новый класс чиновничества. Много было причин, субъективных и объективных в том числе. Все было непросто в 1990-е и 2000-е. Нужна программа возрождения замечательных русских традиций, которые были в дореволюционное время. Там тоже было много проблем, но тогда чиновник должен был быть, с одной стороны, слуга царю, но с другой — отец солдатам. Эти традиции в России есть, и важно, чтобы они к нам вернулись. Инициатива Медведева (речь идет о сокращении численности госаппарата — прим. авт.) заслуживает всяческого одобрения и поддержки, но как это будет происходить — огромный и огромный знак вопроса».