Два осенних месяца-сентябрь и октябрь камышинский журналист Владимир Бронченко провёл в Германии. За последние десять лет это далеко не первая его поездка за рубеж, в связи с чем газета «Инфокам» обратилась к Владимиру Николаевичу с просьбой поделиться своими впечатлениями.
Пассажирский Боинг-737 совершил посадку в берлинском аэропорту Тегель с опозданием на час. Впрочем, этого и следовало ожидать. Буквально перед самым отправлением воздушного судна выяснилось: моя соотечественница, дама бальзаковского возраста вообще-то собралась вылететь в турецкий Стамбул, но никак не в германский Берлин. И даже умудрилась сдать свои вещи не в тот самолёт. Думаю, такая ошибочка позволительна незадачливой туристке, но что при этом чувствовали сотрудники московского аэропорта Домодедово, особенно службисты контрольно-пропускного пункта, лично для меня так и останется загадкой. Извиняться за несвоевременный вылет Боинга, освобождающегося от постороннего багажа, пришлось командиру его экипажа.
Небольшая справка: случись любое опоздание по вине германской стороны, я бы мог требовать положенную неустойку — таковы условия договора между авиакомпанией «Аэро-Берлин» и её потенциальными пассажирами. Это тем более вероятно, потому как у «Аэро-Берлина» серьёзнейший конкурент — северогерманская «Люфтганза», осуществляющая не только кругосветные полёты, но и переоборудование воздушных лимузинов по индивидуальным заказам.
Наши ТУшки и ЯКи в Европу не летают-слишком шумные. К тому же у них небольшая скорость и морально устаревшее навигационное оборудование. Американский Боинг с двигателями германской прописки преодолевает расстояние от Москвы до Берлина за 2 часа 15 минут. Причём при любой погоде.
На сей раз особо торопиться мне не приходилось. Приобретя несколько газет на русском языке, я попросил таксиста доставить меня на Виттенбергплац, где к исходу дня можно послушать живую музыку прямо на улице и насладиться ароматом изысканного кофе.
— Не желает ли господин приобрести что-нибудь из продуктов? Ровно через час все магазины закроются, — учтиво спросил меня водитель таксомотора.
Почувствовав моё замешательство с ответом на немецком, тут же повторил фразу на английском. Мне ничего не оставалось, как поблагодарить мужчину. Он был прав: все магазины и супермаркеты прекращают работу здесь ровно в восемь вечера-за их расписанием свято следят тамошние профсоюзы, не позволяющие работодателям эксплуатировать своих наёмных работников.
Конечно, франкфуртские копчёные сосиски, баварские белые колбаски, швабскую лапшу и итальянскую пиццу сегодня можно приобрести даже на автозаправочных станциях в любое время суток по вполне приемлемым ценам. Что касается ряда продовольственных магазинов, то стоимость продуктов питания в них ненамного превышает российские. А в некоторых супермаркетах и того ниже. Причина налицо: 90 процентов всех видов продуктовых изделий производится в самой Германии. Дороговат, правда, хлеб. Так, цена буханки весом в 1 кг обойдётся в 1,5-2 евро, т. е. на наши деньги будет равна от 60 до 80 рублей. Но что значит для коренного германца эта сумма, если среднемесячная зарплата наёмного служащего составляет (по данным Федерального статистического бюро) 2373,5 евро, или 95 тысяч рублей? К тому же сами немцы едят хлеб в очень малом количестве, тогда как качество его превосходное.
Особой популярностью у покупателей, включая иностранцев, пользуются супермаркеты с промышленной начинкой. А в знак за то, что вы приобрели товар именно здесь, а не подались к соседу, вам обязательно что-нибудь подарят.
Пока собственник такси преодолевал расстояние от аэропорта до указанной площади, я едва успевал подсчитывать количество строительных кранов, теснящихся один возле другого. Позже, вникая в цифры всё того же Федерального статбюро, я обнаружил 100049. Ровно такое число новых объектов возводится сейчас только в самом Берлине, население которого стремительно приближается к четырём миллионам. Это — дополнительные дороги, новые станции метрополитена, жилые дома и многое другое, без чего жизнь в столице Германии считается невозможной.
И всё-таки наиболее привлекательной для строительного бизнеса остаётся территория бывшей ГДР. В этом легко убедиться, побывав в Дрездене, Лейпциге, во Франкфурте - на- Одере. Не обойдена стороной и германская «глубинка», где объекты соцкультбыта и малоэтажная жилищная застройка доминирует над всем остальным. Этому во многом способствует политика финансовых учреждений Германии, предоставляющих денежные кредиты застройщикам и реставраторам зданий под три-шесть процентов годовых.
К моему немалому удивлению, эксперты ФРГ, её Федеральное ведомство по охране окружающей среды призывают все население страны как можно реже экономить воду. По их убеждению, большинство канализационных сетей, построенных десятилетия назад, требуют дополнительную воду для их промывки. А зачем брать её извне для закачки в старые трубы, если нужно количество в состоянии поставить квартиросъёмщики? Следом за призывом последовало сокращение платы за водоотведение.
«Вам повысили стоимость электроэнергии? Смените поставщика!» Эти слова взяты из германских газет. И такой процесс здесь весьма прост. Достаточно набрать номер телефона сервис-центра «Neue Energie» и назвать консультанту несколько цифр из своего предыдущего годового счёта за электричество. В течение нескольких минут любому запрашиваемому будет предложен альтернативный вариант, и если он будет вполне приемлемым, всё остальное Центр уладит самостоятельно. А возможностей получать электроэнергию в Германии несколько: от атомных станций, солнечных батарей, генераторов-ветряков.
Чем напуганы сегодня рядовые немцы, так это поведением российского «Газпрома». Концерн обвиняется в искусственной привязке цен на газ к высокой цене на нефть, создании препятствий для свободного обмена голубым топливом внутри стран Евросоюза и для выхода на топливный рынок других продавцов, в частности, добытчиков сланцевого газа. На сей счёт уже создана специальная Еврокомиссия, которая уличила «Газпром» в монополизации своей деятельности, что в условиях рыночной экономики считается здесь совершенно недопустимым. Начало антимонопольного расследования в отношении российского концерна аукнулось «Газпрому» уже в первые сентябрьские сутки, когда он потерял 2 миллиарда долларов капитализации. Вот вам и наши «успехи» на линии поставок голубого топлива за рубеж.
Но куда более серьёзную тревогу у правительства ФРГ во главе с Ангелой Меркель вызывает демографическая ситуация. Население страны явно стареет. Это видно невооружённым глазом. Сегодня на долю каждой тысячи германских семей приходится лишь по одному грудничку. Получая за свой труд вполне достойную зарплату ( например, у врача-кардиолога она составляет более 11 тысяч евро в месяц), молодые семьи Германии предпочитают путешествия, автомобили, изысканное питание, а не возню в новых пеленках. И потому, желая сохранить высокие темпы развития своей экономики, Германия приняла закон о признании иностранных дипломов, который вступил в силу 1 апреля 2012 года. Теперь шансы у многих зарубежных граждан, включая наших соотечественников, на приобретение высокооплачиваемой работы заметно увеличатся. При этом срок обработки всех необходимых документов-максимум три месяца; немного времени займёт и проверка знаний на основе простых и унифициро- ванных критериев.
Чтобы смягчить демографический кризис, в ФРГ пошли еще дальше. Здесь действует право на бесплатное посещение государственных детских дошкольных заведений. Не трясут своим кошельком родители, отдающие свое чадо в начальную, среднюю и даже в высшую школу.
«Дети — первые среди равных!» И это не слова. Реализация такого лозунга имеет место быть даже в кафе и ресторанах, при оформлении проездных документов в общественный транспорт, во время лечения и приобретения нужных санаторно - курортных путевок. По германским законам родители не имеют права бить своих детей. И если такое все же случается в иных семьях, жертва получает самостоятельное право на проживание с одним из супругов.
Государственной заботой окружена женщина. Статья 3 Конституции ФРГ предусматривает полное равенство между слабым полом и мужчиной. В большинстве германских городов и на крупных предприятиях действуют уполномоченные представители по правам женщин. Федеральный закон «О защите прав трудящихся» исключает сексуальные домогательства на рабочем месте. В случае таковых виновный немедленно увольняется.
На особом учете — инвалиды и родственники инвалидов с физическими и психическими расстройствами. Всем им гарантированы требуемый уход, медицинская и социальная реа- билитация, получение льгот и финансовая поддержка.
Да, в Германии есть тюрьмы, а значит, и их постояльцы. Коррупция? Кто ж поспорит, что там ее нет? Уличные разборки? Присутствуют. Незаконное врачевание? Если верить все той же официальной статистике, то в этой стране ежегодно умирают свыше десяти тысяч человек по причине неквалифицированной медицинской помощи. Но всякий яд тут же нейтрализуется противоядием, подкрепляясь дополнительными законами. Как в масштабах государства, так и в рамках всех ее 16 земель (ландтагов).
В течение двух месяцев свободно передвигаясь по этой стране, я неоднократно задавал сам себе один вопрос: ну почему в государстве, равном по территории трем территориям нашей Волгоградской области, сегодня уживаются 82 миллиона самых разноязычных граждан, представители различных религиозных конфессий, а на могилах советских воинов, освободивших Германию от фашизма, — всегда свежие цветы? Какая сила приводит в действие локомотив Европы, если даже мне, иностранцу, любезно предлагают свои страницы тамошние СМИ, а в родном Камышине муниципальный «Диалог» меня к ним близко не подпускает? Почему наш мэр Александр Чунаков не сходит с полос все того же «Диалога», а бургомистр Берлина Клаус Воверайт предпочитает оставаться человеком — невидимкой? Почему у них все так, а у нас с точностью до наоборот?
Давайте подумаем.