Волгоградские археологи презентовали ученым Российской академии наук исследование о судоходном канале петровской эпохи. Напомним, что в Камышинском районе Волгоградской области в течение двух лет был реализован проект по изучению объекта археологического наследия — «валового и слюзного (шлюзного)» дела по соединению рек Волги и Дона.

канал Петра
Остатки канала можно увидеть при въезде в Петров Вал (Камышинский район)

Как сообщили в областном комитете государственной охраны объектов культурного наследия, в рамках научного проекта, поддержанного Российским научным фондом, специалисты Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры установили обстоятельства создания памятника археологии «Селимов вал» (народное название остатков сооружения).

В 1697-1698 годах. в месте наибольшего сближения притоков Волги и Дона — речек Камышинки и Иловли — велось «валовое и слюзное дело»: строилось сооружение, которое должно было выполнять одновременно оборонительные и гидротехнические функции. Автором проекта был инженер шведского происхождения Яган Брёккель. Петр I, находившийся в Великом посольстве с весны 1697 до лета 1698 года, неоднократно обсуждал с европейскими учеными и государственными деятелями вопрос соединения Волги и Дона судоходным каналом. В письмах ему постоянно докладывали о ходе работ на Камышинке.

В январе 1698 году Брёккель тайно уехал в Швецию (как считают ученые, из-за опасений, что он не сможет успешно завершить проект). Ему на смену был приглашен английский специалист по строительству верфей и шлюзов («слюзный мастер») Джон Перри. Осмотрев стройку, англичанин пришёл к выводу, что место строительства было выбрано неудачно, и предложил проложить канал в нескольких сотнях метров южнее.

Как показали исследования волгоградских ученых, первый неудачный опыт строительства судоходных каналов оказал большое влияние на Петра I, во время правления которого в России строились еще несколько аналогичных сооружений. Накопленный опыт проектирования и создания гидротехнических сооружений был использован при строительстве Санкт-Петербурга.

Изыскания волгоградских специалистов будут опубликованы в ведущих научных российских журналах и представлены в виде монографии, в которой отразят предложения по музеефикации памятника.