Город Петров Вал Камышинского района традиционно празднует свой день рождения в августе. Однако его будущее было заложено 23 января 1942 года, когда Государственный комитет обороны принял решение о строительстве Волжской рокады.
![](https://infokam.su/wp-content/uploads/2016/10/A_227.jpg)
Рокада — прифронтовая дорога. В 1942 году удар Германии был направлен на юго-восток СССР: немецко-фашистские войска продвинулись на Кавказ, 18 января захватили Феодосию в Крыму... Крупная группировка двигалась к Волге — в район Сталинграда. В это время за шесть месяцев (беспрецедентный срок!) была воздвигнута Волжская рокада: линия железной дороги соединила станцию Иловля (80 км от Сталинграда) и станцию Свияжск (30 км от Казани). Путь пролегал через будущий Петров Вал, Саратов, Сызрань и Ульяновск. Протяженность рокады составила 978 км.
Добавим, что первоначально рокаду предложили проложить по существующей автомобильной дороге Сталинград — Камышин. Тут уже имелась дорога, и, что важно, близко находилась Волга, по которой можно было быстро получать грузы и перебрасывать их на рельсы. Однако этот проект не был принят.
Для оперативного строительства Волжской рокады составляющие железнодорожных путей (рельсы, шпалы, крепежи и т.д.) были доставлены со строящейся Байкало-Амурской магистрали (1938-1940 годы). Этого хватило на прокладку линии от Иловли до будущего Петрова Вала. А дорогу от Петрова Вала до Саратова собирали из частей, которые перед носом у наступающего врага демонтировали в западных районах страны.
Стройка стартовала весной, правительственная комиссия приняла во временную эксплуатацию участок Петров Вал — Иловля 23 сентября 1942 года, а участок Саратов — Петров Вал 24 октября 1942 года.
![На открытии памятного комплекса (пресс-служба администрации Волгоградской области)](https://infokam.su/wp-content/uploads/2021/04/1619692486242.jpg)
В 2016 году в Петровом Вале состоялась торжественная церемония открытия мемориального комплекса, посвящённого железнодорожникам и строителям Волжской рокады. Он состоит из паровоза-памятника серии Эр 774-69 и памятного знака.
Следует уточнить, что история будущего города с уникальным названием, в котором навеки сохранилось имя Петра Великого, возвращает нас на много столетий назад. В те времена, когда царь-реформатор задумал соединить каналом реки Иловлю (приток Дона) и Камышинку (приток Волги) для создания единого водного пути. Это была эпоха масштабных реформ, которые выдвинули Российскую империю в число ведущих держав Европы.
![](https://infokam.su/wp-content/themes/citynews/images/add/Udarnik_1.gif)