«Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою...» — именно такую фразу «пустили в народ» острословы середины XX века после просмотра кинофильма «Партизаны в степях Украины», снятого Киевской киностудии наспех, прямо во время войны, в 1943 году. Не удивлюсь, если многие сочтут за досужую байку, если я расскажу, что видел, ещё будучи подростком, рубку подводной лодки ночью посреди Волги... И тем не менее...
Теперь доподлинно известно, что еще в октябре 1918 года — в разгар Гражданской войны две подводные лодки своим ходом шли из Саратова в Астрахань на помощь Каспийской военной флотилии. Вот как художественно описывает происшествие с субмариной возле Камышина волгоградский историк Вячеслав Ященко:
«23 октября 1918 года саратовский пароход «Казань» рассекал водную гладь, держа курс на Камышин. Капитан стоял в рулевой рубке и безразлично взирал на привычные глазу ландшафты. Вдруг в двухстах метрах от носа корабля он увидел нечто невероятное, абсурдное, а потому ужасное. Из волжских глубин, поблескивая в лучах потускневшего солнца, всплывало «чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лайяй». Внизу на палубе началась паника. Пассажиров охватил мистический ужас: интроверты молча крестились, остальные шумно бились в истерике и взывали к помощи архангела Михаила. Ошарашенный капитан скомандовал: «Право руля!», — и избежавшее столкновения с неопознанным объектом судно на полном ходу село на мель. Инерция разметала пассажиров по палубе. Капитан бросился к левому борту, но на месте всплытия «монстра» уже плескались свинцовые волны….».
А началось все с запроса Иосифа Сталина, бывшего тогда председателем Военного совета Северо-Кавказского округа, которое он отправил 25 августа 1918 года Ленину в Москву: «Необходимо в срочном порядке выслать в распоряжение Военного Совета две подводные лодки для нужд охраны Каспийского моря и, прежде всего, для обеспечения нашего влияния в Баку, Астрахани, Туркестане».
Ильич отреагировал мгновенно и не только отдал необходимые распоряжения, но и въедливо проконтролировал их исполнение. В частности, уже в сентябре 1918 года, буквально через неделю после неудачного покушения Ф. Каплан, Ленин отправляет в Петроград директиву следующего содержания:
«Идет борьба за юг и Каспий. Для оставления за собой всего этого района (а его можно оставить за собой!) необходимо иметь несколько миноносцев легкого типа и штуки две подводных лодок... Умоляю вас разбить все преграды и тем облегчить — двинуть вперед дело немедленного получения требуемого. Баку, Туркестан, Северный Кавказ будут (безусловно!) нашими, если немедля будут удовлетворены требования.. Ленин».
И работа закипела! В итоге, как свидетельствуют документы того времени, тщательно изученные и систематизированные историками, в ночь на 30 сентября с Балтийского завода эшелоном на Саратов (станцию Увек) была отправлена подводная лодка «Минога», а 5 октября — подводная лодка «Макрель», которые в том же месяце были спущены в воду с помощью рискованного «бокового спуска». Этими же эшелонами были отправлены и экипажи подлодок (всего — 41 человек), практически в полном составе состоящие из партийных коммунистов, ввиду ответственности задания. В ноябре завершились работы над ещё двумя подлодками - «Касатка» и «Окунь», которые спустить на воду не успели ввиду раннего ледостава. Они прибыли на Каспий только летом следующего года.
Таким образом, четыре подводных лодки проследовало мимо Камышина! Они принимали участие в боевых действиях на Каспийском море, в том числе против английского флота, и были поставлены на капитальный ремонт, а затем переброшены обратно на Балтику лишь в конце 1920 года.
К слову сказать, базировались подводные лодки под Камышином и в годы Великой Отечественной войны. Но это — совсем другая история, о которой ИНФОКАМ по рассекреченным документам также писал ранее (ссылка).