«Подводная лодка в степях Украины погибла в неравном воздушном бою...» — именно такую фразу «пустили в народ» острословы середины XX века после просмотра кинофильма «Партизаны в степях Украины», снятого Киевской киностудии наспех, прямо во время войны, в 1943 году. Не удивлюсь, если многие сочтут за досужую байку, если я расскажу, что видел, ещё будучи подростком, рубку подводной лодки ночью посреди Волги... И тем не менее...

Теперь доподлинно известно, что еще в октябре 1918 года — в разгар Гражданской войны две подводные лодки своим ходом шли из Саратова в Астрахань на помощь Каспийской военной флотилии. Вот как художественно описывает происшествие с субмариной возле Камышина волгоградский историк Вячеслав Ященко:

«23 октября 1918 года саратовский пароход «Казань» рассекал водную гладь, держа курс на Камышин. Капитан стоял в рулевой рубке и безразлично взирал на привычные глазу ландшафты. Вдруг в двухстах метрах от носа корабля он увидел нечто невероятное, абсурдное, а потому ужасное. Из волжских глубин, поблескивая в лучах потускневшего солнца, всплывало «чудище обло, огромно, озорно, стозевно и лайяй». Внизу на палубе началась паника. Пассажиров охватил мистический ужас: интроверты молча крестились, остальные шумно бились в истерике и взывали к помощи архангела Михаила. Ошарашенный капитан скомандовал: «Право руля!», — и избежавшее столкновения с неопознанным объектом судно на полном ходу село на мель. Инерция разметала пассажиров по палубе. Капитан бросился к левому борту, но на месте всплытия «монстра» уже плескались свинцовые волны….».

А началось все с запроса Иосифа Сталина, бывшего тогда председателем Военного совета Северо-Кавказского округа, которое он отправил 25 августа 1918 года Ленину в Москву: «Необходимо в срочном порядке выслать в распоряжение Военного Совета две подводные лодки для нужд охраны Каспийского моря и, прежде всего, для обеспечения нашего влияния в Баку, Астрахани, Туркестане».

Ильич отреагировал мгновенно и не только отдал необходимые распоряжения, но и въедливо проконтролировал их исполнение. В частности, уже в сентябре 1918 года, буквально через неделю после неудачного покушения Ф. Каплан, Ленин отправляет в Петроград директиву следующего содержания:

«Идет борьба за юг и Каспий. Для оставления за собой всего этого района (а его можно оставить за собой!) необходимо иметь несколько миноносцев легкого типа и штуки две подводных лодок... Умоляю вас разбить все преграды и тем облегчить — двинуть вперед дело немедленного получения требуемого. Баку, Туркестан, Северный Кавказ будут (безусловно!) нашими, если немедля будут удовлетворены требования.. Ленин».

И работа закипела! В итоге, как свидетельствуют документы того времени, тщательно изученные и систематизированные историками, в ночь на 30 сентября с Балтийского завода эшелоном на Саратов (станцию Увек) была отправлена подводная лодка «Минога», а 5 октября — подводная лодка «Макрель», которые в том же месяце были спущены в воду с помощью рискованного «бокового спуска». Этими же эшелонами были отправлены и экипажи подлодок (всего — 41 человек), практически в полном составе состоящие из партийных коммунистов, ввиду ответственности задания. В ноябре завершились работы над ещё двумя подлодками - «Касатка» и «Окунь», которые спустить на воду не успели ввиду раннего ледостава. Они прибыли на Каспий только летом следующего года.

Подводная лодка «Минога»

Таким образом, четыре подводных лодки проследовало мимо Камышина! Они принимали участие в боевых действиях на Каспийском море, в том числе против английского флота, и были поставлены на капитальный ремонт, а затем переброшены обратно на Балтику лишь в конце 1920 года.

К слову сказать, базировались подводные лодки под Камышином и в годы Великой Отечественной войны. Но это — совсем другая история, о которой ИНФОКАМ по рассекреченным документам также писал ранее (ссылка).