Во Всемирный день историка школьники Волгограда познакомились с азами профессии. В этот день сотрудниками Волгоградского областного научно-производственного центра по охране памятников истории и культуры была проведена профориентационная встреча со школьниками.

канал, вал, Селим
Селим и карта времён Петра Великого с указанием канала и Камышина

Юным гостям на примере изучения двух объектов археологического наследия («Петров Вал» и «Селимов Вал, 1550г.» (Вал Брекеля) — оба расположены в Камышинском районе) рассказали о тех великих событиях, которые происходили на территории региона в XVI-XVII веках.

Оба канала были возведены, когда возникла острая необходимость соединения Волги и Дона, так как Дон стал местом важных исторических событий и приобрёл особую роль в государственном, экономическом и военном развитии России. Места наибольшего сближения Дона и Волги, которые называли «переволоками», были хорошо известны и использовались для транспортировки суден с древнейших времён.

Для защиты Волго-Донского волока во второй половине ХVI века было построено несколько крепостей, впоследствии на их месте основаны города Царицын (1589 г.), Дмитриевск (1668 г.) и другие. После Азовских походов Пётр I вернулся к проекту соединения этих рек в районе Дмитриевска (будущего Камышина), где сближались между собой приток Дона Иловля и приток Волги Камышинка. В 1695 году был составлен «Проект сообщения между Волгой и Доном посредством рек Иловли и Камышинки», работы начались в 1697 году, техническую часть поручили немецкому инженеру Иоганну Брекелю. Проекты по соединению двух русел рек Волги и Дона, которые санкционировал Петр Великий остались незавершенными.

Из-за русско-шведской войны идея была забыта, а канал, на котором погибло от непосильной работы и климатических условий множество землекопов, назвали «Слёзным делом на Камышинке» — подробно можно прочитать по ссылке.

Несмотря на это, идея о соединении двух рек оставалась актуальной вплоть до строительства Волго-Донского судоходного канала в середине XX века.