В Волгоградской области стартовали занятия первой молодёжной археологической школы «Объекты археологического наследия Петровской эпохи на территории Волгоградской области». Как уточнили в пресс-службе обладминистрации, на протяжении недели молодые учёные, студенты и магистранты из Волгограда, Москвы, Тулы, Красноярска, Саратова, Санкт-Петербурга, Владимира пройдут курс тематических лекций и примут участие в мастер-классах и археологических разведках на объектах культурного наследия «Вал Царицынской сторожевой линии (Вал Анны Иоанновны)» (Городищенский район), «Вал Царицынской сторожевой линии» (Иловлинский район), «Селимов Вал» и «Петров вал» (Камышинский район).
Между тем, в Камышине вновь задались вопросом: «А сохранился ли Селимов вал?». В 2018 году группой учащихся школы № 14 Камышина (руководитель преподаватель-организатор ОБЖ В. Е. Иванов) была опубликована историко-краеведческая работа «Канал с именем Петра I».
Отрадно отметить, что, следуя завету академика Лихачева, камышинские исследователи не только занимались интернет-поисками, но и лично изучили архивные материалы, работали в музее и выезжали «в поле» — на место краеведческого исследования. Они «подключили» к работе над материалом математику, геодезию, гидротехнику, строительное проектирование и другие прикладные науки, сделав исследование по-настоящему комплексным.
Отсюда — подкрепленные расчетами новые выводы и смелые заявления, которые, несомненно, обогатят не только краеведческие данные по этой, конкретной географической точке России, но, в целом, послужат развитию знаний об истории России конца XVII – начала XVIII веков.
Раскрытию темы и получению новых данных в немалой степени также способствовал выбор темы: воплощение в жизнь стратегического плана по соединению Дона (Танаиса) с Волгой (Ра) по линии впадающих в них рек Иловля и Камышинка (сегодня территория Волгоградской области). Канал хотели прорыть непосредственной между Иловлей и Камышинкой, где реки сходятся на наиболее близкое расстояние, — это около 15 километров суши. На сегодняшний день здесь, в Камышинском районе, имеются остатки двух каналов, которые можно изучить, что и сделали камышинские исследователи.
Как следует из истории, первым дерзкий замысел хотел осуществить в 1569 году турецкий (османский) султан Селим II. На линии современных городов Петров Вал – Камышин существуют остатки канала, которому даже присвоено имя Селима Второго. Однако камышинские школьники доказали, что данные остатки — не дело рук войска Селима. О том, что Селим начал копать канал, сообщает Карамзин, но его опроверг академик Штуккенберг, который уточнил, что войска Селима пробыли на реке Камышинке всего 8 дней. Этого, по мнению Штуккенберга, совершенно недостаточно для такой огромной работы.
Камышане, пожалуй, первые за последние полвека, измерили остатки канала и, призвав на помощь математику и строительные нормативы, произвели расчеты объема выполненных земляных работ. Таким образом, они де-факто доказали: турецкое войско могло бы справиться с такой задачей за столь короткий срок. Штукккенберг был неправ!
Но военные Селима II, по-видимому, лишь осмотрели место будущих работ — может, даже приступили к рытью канала. И вероятно, пришли в ужас от глобальности задумки. Недаром турки гневно отписали своему паше (султану): «И ты-то манил, что мочно Дон с Волгою спустити в одно место, а мы нынеча твою ману видели – всей Турской землею во сто лет того не сделати!» (Богуш С. История Таврии. СПб., 1806. Т. 2. С. 291).
Далее на речку Камышинку обратил взор царь-реформатор Петр Великий. А перед камышинскими исследователями встал главный вопрос проведенной работы: чьи же два канала можно обнаружить на территории Камышинского района между Волгой и Иловлей? К изучению материала опять-таки был подключен комплексный подход.
Первым строителем канала на царской службе стал немец Иоганн Бреккель. В наше время его имя чаще упоминают как синоним афериста и даже вора (якобы он украл много денег и поэтому бежал за границу). Но нет, он добросовестно начал исполнять возложенную на него масштабную задачу! Если возвратиться к архивным данным и сделать ставку на гидротехнические и географические расчеты, становится понятно: Бреккель элементарно ошибся в своем проекте. Он наметил направление работ и с помощью десятков тысяч людей начал их производить, но при этом отклонился от требуемой географической линии. Свои выводы авторы работы подкрепляют архивными данными и своими расчетами, что следует признать новацией последнего времени, когда многие исследователи предпочитают лишь повторять утверждения 200 и 300-летней давности.
Исследователи, указывая отклонение в направлении в градусах, расстоянии и соразмерном увеличении сроках и финансировании работ, приходят к выводу: «Бреккель был инженером–фортификатором и занимался строительством оборонительных сооружений, не имея знаний и опыта в гидрологических сооружениях, поэтому он и совершил ошибки при строительстве канала».
Однако остатки канала Бреккеля до сих пор можно увидеть в Камышинском районе. Их и называют остатками канала Селима II. Авторы исследования делают смелое заявление: «Канал, именуемый Селимовым Валом, вряд ли имеет право так называться». Перед нами, потомками, — канал Бреккеля, имеющий неправильное направление.
Наконец, камышинские краеведы изучили второй канал, который строил в течение пяти лет англичанин Джон Перри. Его вместо сбежавшего Бреккеля нанял для проведения работ Петр Великий. Спустя более чем 300 лет лет (англичанин приступил к работе на Камышинке в 1698 году) камышанские краеведы, основываясь на расчетах, сообщают: «Перри не случайно выбрал такое направление. Любая река, в своем течении не имеет прямую линию на местности, она протекает в виде «змейки». Перри выбрал самый ближайший и крутой изгиб реки, при этом не сильно удаленный от основного вектора направления».
Таким образом, остатки второго канала — это работа инженера Перри и сотен тысяч русских мужиков, которые не щадя сил воплощали в жизнь проект царя-реформатора. Из-за русско-шведской войны идея была забыта, а канал, на котором погибло от непосильной работы и климатических условий множество землекопов, назвали «Слёзным делом на Камышинке».
Однако еще одно открытие ожидало исследователей уже после завершения работы... Руководитель проекта педагог школы № 14 Виктор Егорович Иванов рассказал: «Уже в Европе Перри издал книгу о России, императоре Петре и своем канале. Он сообщает, что выбрал "более удобное место". Почему? Потому что требование Петра Великого было одно: через эти реки и канал должны были без проблем следовать крупные корабли! На местности видно, что река Иловля в том месте, где начал работы Перри, делает широкий изгиб, поэтому в случае реализации масштабного проекта большие корабли Петра без особых проблем могли бы следовать по неширокой реке до начала канала, по которому спускались бы сначала в Камышинку, а затем и далее — в Волгу».
Что же дальше? Работа может послужить основанием для дальнейших научных исследований с целью подтверждения правильности выводов и переименования ранее утвержденного названия «Канал Селима» — в «Канал Бреккеля». Подобный шаг мог бы послужить не только благородному делу установления исторической точности, но переоценке национального вклада в строительство каналов в этой местности. Как известно, в 1952 году на территории Волгоградской нашей области вступил в строй действующий Волго-Донской судоходный канал им В.И. Ленина. В совокупности это могло бы внести дополнительный вклад в развитие национального самосознания, патриотизма и чувства гордости за смелые дела наших предков.
Кроме того, авторы работы указывают на важный факт: необходимость сохранения остатков обоих каналов, для чего ими направлены обращения в соответствующие органы власти. Следует признать этот шаг символом краеведческой солидарности разных поколений, направленный на сохранение историко-культурных объектов Волгоградской области в частности и России, в целом.
Реклама. ИП Сигачёва Л.А.