Вечером 15 апреля 2022 года в Волгоградский следственный отдел на транспорте Западного МСУТ Следственного комитета России поступило тревожное сообщение о столкновении в акватории Волги у набережной города Камышин моторной лодки с бакеном, в результате которого погибли люди. На место происшествия незамедлительно выехала следственно-оперативная группа.

Из имевшейся на тот момент информации было известно, что моторная лодка марки «Вельбот-45» с пассажирами на борту следовала вдоль набережной города Камышина, в какой-то момент столкнулась с укрепленным на якоре сигнальным знаком (бакеном) и перевернулась. Некоторым из потерпевших крушение удалось спастись, но погибли Иван Третьяков и его 11-летний сын Константин (фамилия и имена изменены — прим. авт.).

Следователь территориального отдела на транспорте Батыр Яманов, криминалисты и сотрудники полиции, входившие в следственно-оперативную группу, понимали, что осмотр места происшествия будет осложнен быстро наступавшей темнотой. Поэтому сразу по прибытии к месту столкновения криминалисты зафиксировали и изъяли фрагменты лакокрасочного покрытия моторной лодки и бакена для последующего проведения экспертиз. Параллельно оперативные сотрудники установили очевидцев аварии, тех, кто прогуливался по набережной или находился в других лодках.

«Помимо стандартной процессуальной работы я сразу приступил к опросу непосредственных участников происшествия, в том числе и водителя моторной лодки, — вспоминал Батыр Яманов. — Пришлось приложить усилия, чтобы добиться психологического контакта с людьми, только что пережившими шок, и получить от них более-менее внятное описание картины происшествия».

А она вырисовывалась следующим образом…

В тот злополучный вечер 28-летний Сергей Мищихин возвращался со свадьбы вместе со своими родственниками и знакомыми. Пары алкоголя ударили ему в голову, и он предложил развлечь компанию катанием на моторной лодке по ночной Волге. Недолго думая, Мищихин заявился в поисково-спасательное подразделение, где работал, и с согласия руководителя прошел на охраняемую стоянку служебных катеров. Ключи зажигания, как всегда, находились в замке, горе-судоводитель неправомерно завладел «Вельботом-45» и лихо вышел на нем в акваторию Волги. На борту моторной лодки, помимо Мищихина, находились пять пассажиров, в том числе беременная женщина и ребенок.

В какой-то момент судоводитель не справился с управлением и врезался в бакен, находившийся в 50 метрах от берега. От удара лодка перевернулась, и люди оказались в ледяной воде. Их тут же охватила паника — вокруг темнота, ужасный холод, намокшая одежда тянула ко дну. Мищихин и трое его пассажиров смогли добраться до берега. К сожалению, один из мужчин, спасая тонущего сына, обессилел сам, и они оба погибли в водах реки…

Таким образом, стало ясно, что эта трагедия на воде — не несчастный случай, и следователем было возбуждено уголовное дело по двум статьям Уголовного кодекса РФ: сначала за нарушение правил безопасности движения и эксплуатации внутреннего водного транспорта, а позднее — за неправомерное завладение транспортным средством.

Несмотря на казавшуюся очевидность произошедшего, следствию пришлось столкнуться с противодействием со стороны потерпевших, которые, конечно, пытались как-то смягчить положение виновника аварии, своего родственника. Однако, подобрав индивидуальный подход к каждому участнику происшествия, следователю удалось установить полные и детальные обстоятельства, причины и условия, способствовавшие смертельной аварии на реке.

Следствием было назначено девять судебных экспертиз, в том числе и судоводительская. Ее заключение гласило, что прямой причиной столкновения моторной лодки «Вельбот-45» с бакеном стали нарушения судоводителем ряда требований правил безопасности.

«Говоря простым языком, Мищихин лихачил за рулем лодки, будучи пьяным, — рассказал Батыр Яманов. — Это подтвердила химическая экспертиза, показавшая наличие в крови Мищихина алкоголя. В результате его действия были квалифицированы по более тяжкой части статьи».

Приговором Камышинского городского суда Волгоградской области от 23 декабря 2022 года Мищихин был признан виновным в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 263 и ч. 1 ст. 166 УК РФ. Ему было назначено наказание в виде лишения свободы сроком на 8 лет 6 месяцев с отбыванием в колонии-поселении. Приговор вступил в законную силу.

Не остались без юридической оценки и начальник поисково-спасательного подразделения, а также его подчиненный, осуществлявший суточное дежурство по охране территории спасателей, незаконно допустившие Мищихина к месту стоянки служебных катеров. Вступившим в силу приговором суда второй был признан виновным в халатности, а его начальнику было предъявлено обвинение в превышении должностных полномочий, повлекшем тяжкие последствия. Дело находится на рассмотрении суда.

Автор: Анастасия Глущенко, старший помощник руководителя управления (по информационному взаимодействию с общественностью и средствами массовой информации), Западное МСУТ СК России.