Телеканал «Культура» подарил нам прекрасную возможность — во время пандемии последовательно знакомиться с лучшими спектаклями столичных театров. Уже показано 80 спектаклей. Но ведь только в Москве, говорят, 210 театров. И в Санкт-Петербурге много. Как они сейчас выживают?
Как-то Евгений Миронов сказал: «В полупустом зале меня охватывает холод небытия». А что испытывает артист, когда театр абсолютно пуст не один месяц? Так что театральным марафоном телевизор порадовал сразу и зрителей, и артистов. Даже старые спектакли здорово посмотреть. Я перенасытилась впечатлениями. Хочется поделиться.
Прежде всего незабываемые творения актёров, которых уже нет. Красив, элегантен, деятелен Кирилл Лавров в чеховском «Дяде Ване». Его Астров как бы наглядно воплотил мысль, что в человеке всё должно быть прекрасно. Олег Табаков потрясает в роли Сальери. Вот такие завистники, интриганы и хитрецы отравляют гениев. Не обязательно ядом (спектакль «Амадей«). Очень красива и несчастлива Элина Быстрицкая в спектакле «Любовный круг». Запоминается: «Трагедия любви — в неизбежности охлаждения».
При массе восторгов возникли и критические замечания. Совсем нет современных пьес. Хотелось бы увидеть что-то аналогичное ульяновскому «Председателю» о нынешнем предпринимателе или мэре небольшого городка.
Никита Михалков в «Открытых репетициях» обнародовал свой принцип отношения к драматургии: «Менять всё, что написано». По-моему, если уж меняешь классику, то вряд ли превзойдёшь Чехова или Пушкина. Хотя чем чёрт не шутит!
Кажутся сомнительными некоторые элементы оформления. То видишь частокол из воткнутых в сцену палок. То верёвки в изобилии свисают, то слой песка или залежи досок и реек мешают двигаться, то вода льётся и брызгает в партер.
Добротные спектакли московского Малого театра своими декорациями, костюмами, внятной русской речью составляют разительный контраст с этими новациями.
Самым существенным недостатком мне показалось обилие возлияний на сцене. Без выпивок со смаком, с упоением не начинается ни одна хорошая беседа. Так и видишь, что пошла по жилам чарочка и засмеялась добрая актёрская душа. Впрочем, одна душа уже совсем не смеётся. Приговор 8 лет тюрьмы.
Запрещать на сцене выпивать глупо, но смотреть тяжко. Камышинский театр 110 лет назад с первых дней своего существования принадлежал комитету попечения о народной трезвости. Ставилась задача способствовать интересному, здоровому досугу камышан. Сейчас эта задача становится ещё более актуальной.
Старые театралы у нас помнят, как ставилась режиссёром А. С. Вершининым пьеса А. Дударева «Порог», где главную роль сыграл ставший впоследствии заслуженным артистом России Всеволод Зайцев. Он убедительно показал человека, гибнущего от злоупотребления алкоголем. Спектакль вызвал в зрителях сожаление, сочувствие и протест. Конечно, закоренелого пьяницу спектаклем не проймёшь, а вот «юноше, обдумывающему житьё», может быть очень полезен.
Театральный марафон завершён. Пока, ведь коранавирус ещё не побеждён, и зрелища необходимы. Почему бы каналу «Культура» не обратить внимание на областные театры? А потом, глядишь, и до юбилейного театра нашего города очередь дойдёт. Будем готовы.
На такую пьесу как Порог сейчас никто бы не пошел. А без кассы театр можете закрывать. Читали же на Инфокаме, театр уже кредит берет.