Судьбоносный выбор

Ответственным моментом жизни каждого подростка является окончание школы. Перед ним открывается огромное количество новых возможностей и … проблем. Одна из них — куда и на кого пойти учиться?

Главное здание Московского государственного университета (фото автора)

Молодёжь XXI века всё чаще и чаще размышляет: если существуют обучающие курсы и среднее специальное образование, то нужно ли обязательно оканчивать институт, университет или академию?

— Я считаю, что нужно. Обучаясь на курсах или в среднем специальном учреждении, на мой взгляд, нельзя получить полный объём знаний в той или иной сфере. К тому же, университеты предлагают стажировки, на которых можно набраться опыта и обзавестись выгодными знакомствами, — говорит Эльвина Мамедова, ученица школы № 962 города Москвы.

— На мой взгляд, комплексное, по-настоящему сильное образование будет намного лучше любых обучающих курсов. А современный молодой человек или не современный — не так важно. Дело касается чего-то, не зависящего от времени и его тенденций — образованности личности, — поделился мнением Иван Кириакидис, студент первого курса журфака МГУ.

— Считаю, что каждый должен почувствовать себя в роли студента, так как в ВУЗе каждый получает возможность наработать навыки обучения и коммуникации, расширить кругозор. Всё это является важной составляющей при определении подростком своего пути в жизни, — утверждает Данил Карякин, студент первого курса РУТ (МИИТ).

Что даёт ВУЗ?

Все трое респондентов убеждены: высшее образование — это намного больше, чем теория и практика. Цель Эльвины Мамедовой: поступить в МГУ на факультет космических технологий. Девушка планирует найти новых знакомых, причём не только опытных профессионалов из своего направления, но и специалистов других сфер. Такое общение, на её взгляд, — источник блестящих идей.

По мнению Ивана Кириакидиса, ВУЗ учит самостоятельности и дисциплине, а также проявлению любознательности.

Действительно, студенты сами выбирают, как воспользоваться полученными знаниями. Одни пропускают новый материал мимо ушей, другие же успешно им пользуются. Видимо, вторая категория помнит слова успешного британского банкира Натана Ротшильда: «Кто владеет информацией — тот владеет и миром». Молодой человек получает огромное удовольствие от лекций, от работы с книгами, от прямого контакта с преподавателями. Но во время полноценной работы он предпочтёт заочный формат образования.

Для Данила Карякина институт — это, прежде всего, мотивация для развития профессиональных качеств и навыков. Молодой человек признаётся: он хочет устроиться на работу как можно раньше. Студент считает, что профильные предметы должны изучаться очно, а остальные — дистанционно.

Постепенное исчезновение абитуриентов

Представители Высшей школы экономики (ВШЭ) заявляют: за последние 15 лет число студентов уменьшилось на 59%. Что же отталкивает молодёжь от получения заветной корочки? Эльвина считает, что пугают высокие проходные баллы и расценки.

«В век развивающихся технологий появляется всё больше таких профессий, которые не требуют обучения. И, к сожалению, прибыль, которую приносит такая деятельность, зачастую гораздо больше, чем у людей, работающих по специальности, например, у учителей», — утверждает девушка.

Иван полагает, что из-за подобных современных тенденций не все привыкли много трудиться, стремиться к знаниям. Да и зачем, если все необходимые для «удовлетворения потребностей» вещи находятся в шаговой доступности?

Данил уверен: молодёжь осознаёт, что между ВУЗом и самообразованием минимальная разница — в отличие от второго, в первом есть опытные педагоги и атмосфера, стимулирующая к развитию. Молодой человек призывает обратить внимание на следующий момент: если высшее учебное заведение перестало отвечать приоритетам и интересам студента, то необходимо задуматься, стоит ли он того или пора начать работать?

Вышка — для всех?

В целом, потребителям всё равно, какое у вас образование и есть ли оно вообще. Они заинтересованы в получении продукта высокого качества. Согласна, встречаются такие феномены, которые создают шедевры без корочки ВУЗа. Но есть и дилетанты, выполняющие обязанности «по приколу» и «на отшибись».

Эльвина полагает, что реализация творчества возможна без специальной корочки. А вот представителям других профессий, по мнению девушки, без диплома не обойтись. И я с ней абсолютно согласна! Сложно представить врача без образования и вполне реально увидеть художника-самоучку.

Нельзя не одобрить и позицию Ивана, который утверждает, что «глубокие знания своего дела, стремление к самосовершенствованию и уважение к труду должны быть всегда и везде». А вот с позицией Данила могу немного подискутировать. Молодой человек убеждён: многие профессии можно освоить дистанционно. Верно, но круг знаний обладателя высшего образования будет намного выше, чем знания человека, обучившегося на курсе.

Как видите, высшее образование даёт огромное количество плюсов. Выбор — за вами!