— Усман, мы знакомы уже, почитай, …надцать лет. Помню твои публикации в газете «БС-пресс» в начале 2000-х, где ты делился с читателями своими воспоминаниями и впечатлениями от посещения разных мест, помню и твой несколько странный роман «Асмакель», который с одного присеста не прочтёшь, обязательно учитываешь твоё мировоззрение, возвращаешься к деталям, событиям и явлениям твоей насыщенной жизни, поскольку роман в некоторой степени автобиографичен. Потом, как оказалось, последовало и его продолжение — роман стал дилогией…

Да было такое. До выхода в свет отдельными изданиями отрывки романа я публиковал в газетах, журналах, альманахах. Первая публикация случилась в 1999 году в газете «Лёгкий день». Это был отрывок из первой книги притча «Стая». Наше сотрудничество с газетой происходило вполне плодотворно на протяжении нескольких лет.

– Но одной газетой дело не обошлось.

Верно. С того же года началось сотрудничество с литературно-художественным альманахом «Дед Щукарь» из районного центра Клетская вплоть до ухода из жизни его главного редактора Николая Дранникова. К сожалению, с его уходом альманах почил. А так, вспоминаю, раз в год мы собирались в доме писателей в Волгограде, обсуждали наши публикации, критиковали друг друга словом, тесно творчески общались.

А ещё?

В журнал «Отчий край» был сдан ещё один отрывок из дилогии, под названием «Алим», и в третьем номере 2007 года он вышел. К этому времени в литературном объединении «Родник» в Камышине, в среде писателей Волгограда и области прошли наши дискуссии по моей дилогии, но тогда обсуждали именно отрывки. И когда я убедился, что они воспринимаются коллегами и читателями на достойном уровне, понял, что необходимо формировать саму дилогию. В 2018 году в Волгограде вышла первая часть «Асманкель», через год вторая, под названием «Сак».

— А что означают эти названия?

— В переводе с тюрского имя Асманкель означает «небесный вестник». А Сак — «северный ветер». Такое вот «воздушное» звучание.

— Если учесть время, то собирал ты свой материал, получается, почти десять лет.

Так оно и есть. Кто-то пишет за час одну книгу, а кто-то всю свою жизнь. Не скажу за других, но я очень въедливый по отношению к себе. И потом дилогия не была единственной моей озабоченностью, если так можно сказать.

— Тогда поделись, чем ещё был озабочен?

 Не буду говорить банальности, что совершенствоваться в творчестве необходимо постоянно, ибо этот процесс перманентный. Изучал других авторов, писал рецензии на них, параллельно писал другой роман, который ныне почти готов к публикации.

— Хорошо, принимается. Но хочу вернуться к твоей дилогии «Асманкель». Всё-таки о чём она?

 В каждом человеке, так полагаю, имеется некая внутренняя потребность. Не ведаю, как другие, я называю это смыслом жизни. Любая потребность нуждается в хоть какой-то реализации, и вот этим человек на протяжении жизни как раз и занимается. Мы, к счастью, все разные, и, разумеется, по-разному чего-то в жизни ищем и приобретаем, если получается. Кто-то видит смысл в приобретении автомобиля, кто-то какого-то поста или положения, кто-то простого хлеба насущного.

Твой покорный слуга с детства настроен на духовную основу нашей жизни. Она просто так на ладони не лежит, её необходимо найти и принять, и совершенствовать. И автомобиль, и положение в жизни, и хлеб насущный важны, спору нет. Но лично для меня они лишь присутствие в моей жизни, вторичны. Где-то в глубине души точно знаю, что иной мир есть, и там наше продолжение. А без духовной основы этого продолжения можно и не обрести. Не настаиваю на своей убеждённости, ибо каждый из моих собратьев сам для себя определяет важность чего-то в жизни, но руководствуюсь ею. Вот моя дилогия об этом.

— А чего-нибудь конкретного в дилогии «Асманкель» есть, чтобы сказать: «Да, согласен»?

При всей многогранности воззрений на жизнь, главным, на мой взгляд, остаётся одно условие оставаться всегда человеком. Именно тем, о ком классик говорит, что это звучит гордо. Не быть зверем или животным, не превращаться в биоробота, не становиться ограниченным, а вырасти до человека в светлом смысле этого высочайшего определения Божьего произведения. И вот мой герой и персонажи, так или иначе, опять же по-разному, пытаются соблюсти это условие.

— Ты прямо так именно и писал про условие?

Эти мысли явились уже после написания дилогии. А в процессе её создания мною двигал и я почему-то в том уверен некто свыше, который не навязчиво помогал мне, а местами даже водил моей рукой.

— Ну, Усман, ты остаёшься в своём репертуаре — как всегда, оригинальным и знающим себе цену. Мы бы поговорили ещё о многом, но главное я услышал: твоя дилогия написана (или создана, как тебе будет угодно) о духовно-нравственном поиске и об обязательном условии нашей жизни — всегда оставаться человеком.

__________
Усман Алимбеков — прозаик, поэт, драматург, член Союза писателей России, член Союза журналистов России. Живёт в г. Камышине.