2 ноября (15 по новому стилю) 1903 года в селе Антиповка Камышинского уезда в многодетной семье родился мальчик, которого родители назвали Иваном. Здесь же он окончил три класса местной школы. Казалось бы, такое образование не сулит великого будущего на научном поприще, тем более что в поисках средств для существования 17-летний парень сбежал на Волгу, и уже в 1920 году оказался на рыбных промыслах в Астрахани.

В 1929 году Иван Иночкин после работы в Камышине на лесозаводе отправился пешком в Сталинград. Здесь его жизнь резко поменяла направление. Он воплотил в жизнь свою мечту: устроился на строительство тракторного завода. Был одним из тех, кто вводил его в строй. А также остался работать на новом гиганте Нижнего Поволжья. Стал слесарем, которому спустя время доверили наладку новых на то время станков с гидравлическими системами управления. Попутно учился в рабочем университете.

В историю Иван Петрович Иночкин вошёл как автор и создатель первой в СССР автоматической линии в машиностроении. В 1935 году он приступил к работе, а в 1939 году запустил автоматическую линию из агрегатных станков. Изобретатель стал кандидатом на Сталинскую премию. Однако по каким-то причинам её не получил.

Заслуженный изобретатель РСФСР (1966). Награжден орденом «Знак Почёта» (1946), медалью «За трудовую доблесть» (1960). Имя изобретателя вошло в Большую Советскую энциклопедию.